Владимир Бояринов __ РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Московский литератор
 Номер 1, январь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Владимир Бояринов
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

     
     16-17 декабря в Москве прошёл Форум "Роль народной дипломатии в развитии международного государственного сотрудничества". В работе форума приняли участие представители государственных и неправительственных организаций Российской Федерации, традиционных религий России, обществ дружбы с зарубежными странами, а также видные государственные и общественные деятели из 65 государств мира. МГО Союза писателей России, Международное сообщество писательских союзов, Лигу писателей Евразии представил на форуме в своём выступлении и в сопутствующих мероприятиях Владимир БоЯринов, поэт, переводчик, Заслуженный работник культуры РФ, Председатель Правления МГО СП России.
     
     Уважаемые участники форума,
     дамы и господа!
     
     Мне проще было бы прочитать стихи, но всему своё время. Недавно в Махачкале я наблюдал такую картину: мальчик лет четырнадцати что-то с жаром доказывал продавцу телефонной аппаратуры, тот отвечал кратко и веско. Разгорался спор. Я прислушался, и только после этого понял: это язык межнационального общения, — ещё не русский и уже не русский, но единственно понятный для спорщиков. Только так табасаранец может понять кумыка. Только с помощью языка народной дипломатии должны решаться все споры.
     Только через перевод литература якутская, ингушская, калмыцкая, адыгейская, татарская и более сотни других становятся фактом и золотым интеллектуальным фондом русской литературы и единой российской культуры. До момента перевода на русский язык и произведение, и его автор находятся в границах языка своего народа, зачастую малочисленного. А если произведение, созданное на кабардинском языке, относится к разряду шедевров? Как русский читатель узнает об этом?
     Когда великий сын аварского народа Расул Гамзатов приехал в Москву впервые, он привёз подстрочные (т.е. дословные) переводы своих стихотворных опытов. А снабдил его подстрочниками на русском языке Союз писателей Дагестана. Отправляя своего народного дипломата в столицу, республика позаботилась о том, чтобы их посланец был понят по максимуму и принят в Литературный институт.
     Нынче разрушены и прекратили своё существование большинство институтов национального взаимопонимания, в том числе и институт создания подстрочных литературных переводов
     Конечно же, обработчики произведений Расула Гамзатова знать не знали аварского языка, они переводили с подстрочника, но от этого их подвижническая деятельность не стала менее значимой. Они тоже внесли свой вклад в создание образа народного дипломата.
     Расула полюбила Россия, полюбил Союз и принял весь мир как вестника из далёкого аула Цада. Ему верили больше чем политикам, потому что он был поэтом, автором честных книг. А всё начиналось с дословных переводов, которые были составной частью продуманной национальной политики.
     Ежегодно бываю на расуловских "Журавлях" в Дагестане — самой многонациональной республике на всём белом свете. Ежегодно встречаю своих друзей-поэтов. Вспоминаем прошлое.
     
      Приезжали в столицу
      Смиренно и бойко
      Молодые Есенины
      В красных ковбойках, —
     
     так сказал в далёком 1964 году Ярослав Смеляков. Они приезжали не на рынок. Они приезжали и приходили в редакции со своими стихами. Они обретали своих переводчиков в лице русских поэтов, и строились большие планы, и затевались жаркие споры, и рождались блестящие переводы, и издавались талантливые книги, которые любил народ. Но всё бы это ничего не стоило, если бы не дружба — святая и верная. Говорил, говорю и буду повторять: "Пока дружили поэты — дружили их народы, а как перестали дружить — чеченская война началась".
     Поклон вам и вашей памяти, великие народные дипломаты: Александр Твардовский, Михаил Шолохов, Сергей Михалков, Мустай Карим, Кайсын Кулиев, Давид Кугультинов, Чингиз Айтматов. Для ваших земляков ваше веское слово было законом. Ваше слово исходило из понимания национальной идеи великого государства, а идея основывалась на дружбе народов. Государство возвышало вас не ради славы, а ради сплочения своего народа. Как вас сегодня не хватает, когда на улицах столицы провокаторы пробуют разжечь очаги межнациональной розни. Нам очень жаль, но нынче Союз писателей отделён от государства, отпущен в штормовое плавание и, не имея возможности выйти на телевидение и другие средства массовой информации, не в силах повлиять на ситуацию.
     Только в Московской городской организации Союза писателей России 2,5 тыс. писателей, поэтов, критиков, литературоведов, детских писателей, драматургов, переводчиков. 2,5 тыс. народных дипломатов, талантливейших людей, которым есть что сказать и в жизни, и в печати, и с экрана. Более того, такая армия способна осуществить любой культурологический проект. Так было с Конгрессом писателей русского зарубежья, прошедшего под эгидой Правительства Москвы (особая благодарность Г.Л.Мурадову), с другими проектами, но они носят эпизодический характер. В большинстве случаев наши предложения замыливаются. Исключение составляет Россотрудничество, где миссионерская роль российских писателей проверена на деле, во встречах с соотечественниками ближнего и дальнего зарубежья, а также в совместных с Союзом писателей мероприятиях. Но самым большим сюрпризом стал приезд руководителя Россотрудничества Фарита Мухаметшина в Правление писательской организации. Он на пленере решил проверить нашу дееспособность и, надеемся, не ошибся.
     Я горжусь своим происхождением из породы поэтов, из той породы народных дипломатов, которые выросли на интернациональном братстве. На моей улице детства под термоядерным Семипалатинском жили русские и казахи, украинцы и крымские татары, китайцы и чеченцы. Если бы нашу непобедимую команду назвали "Интер" — это было самым точным именем собственным. Но мы не знали таких тонкостей. Мы были лучшими спортсменами и самыми галантными кавалерами. И нас боялась любая шпана.
     
     Пусть в прошлом эти дни остались,
     Но я-то знал наверняка:
     Меня в Америке боялись,
     Как сына Красного полка.
     
     Кто-то вышел из гоголевской шинели, а мы вышли с улицы Школьной — улицы Народной дипломатии. Привет тебе, Шайхи Арсанукаев, чеченский поэт, мой односельчанин. Для тебя моя родина была ссылкой. Неужели это мы с тобой (ты написал, а я перевёл) пророческие строки:
     
     За веком век проходит строй ребят.
     Их — воинов — в огонь воды кидают.
     И снова трубы медные трубят,
     И матери вослед сынам рыдают…
     
     Любое дело должно начинаться с молитвы и только после этого следует технико-экономическое обоснование, иначе благие намерения обречены на провал. Самыми выдающимися поэтами, философами и народными дипломатами были Будда, Конфуций, Иисус Христос, Магомет, их ученики и последователи. Поэзия — это та же молитва, это гимн труду и солнцу, это плач по ушедшим, это песня в честь родившегося дитя и нового начинания. Сила молитвы, гимна, песни, гениального стиха не измеряется байтами или битами, но в среде, которая не верит в действенность этой силы, не произойдёт ни одно гениальное открытие. Вспомните времена физиков и лириков. Мы спорили до одури, но жить друг без друга не могли. Лирики посылали свои дипломатические миссии в Политехнический. А навстречу приходили те, кто был на ТЫ с квантовой механикой и Его Величеством Космосом. После этих встреч оказывался в звёздных высях Гагарин, а Евтушенко гостил у Кеннеди. Это тоже образцы народной дипломатии.
     Но сегодня ни плач, ни молитва, ни гимн духовный не доходят до народа. А песни подменяет попса. Кто-то, где-то, и почему-то решил, глядя с финансовой колокольни, что классическая поэзия, современная поэзия не может вызвать интереса на телевидении. Она и не должна вызывать массового невроза. Высокая поэзия — спутница великих идей и свершений. Она не требует преклонения и выражения восторга. Её мало, как урана, и сила её — не меньше урановой. У поэзии достаточно энергии, чтобы заполнить собой целый телевизионный канал и завоевать внимание миллионной аудитории, думающей и позитивной. Это будет весомый вклад в дело мира.
     Московская городская организация Союза писателей России готова предложить долгосрочную программу по оздоровлению межнациональных отношений в России и за рубежом. Она основана на более чем вековом литературном и жизненном опыте. Писатели являются прямыми наследниками бесценных заветов. Наша цель с помощью народной дипломатии передать завещанное классиками и современниками будущему поколению.
     
     Не ради нас — грядущей жизни ради
     Напишут дети в сини тетради,
     В усердии дыханье затая,
     Они напишут "Родина моя…"
     И суть не в том, кто выведет ровнее,
     А чтобы слов тех не было вернее!