Наталья Чистякова __ «ЛЮБЛЮ НАВЕК, ДО ВЕЧНОГО ПОКОЯ…»
Московский литератор
 Номер 02, январь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Наталья Чистякова
«ЛЮБЛЮ НАВЕК, ДО ВЕЧНОГО ПОКОЯ…»

     
     При слове "Вологда" к моему сердцу приливает тёплая волна. Перед глазами встают солнечные купола Софии, пологий спуск к тихой реке, отчий дом.
     Знаю, что для многих Вологда ассоциируется с маслом и кружевами.
     И отрадно, что всё чаще её связывают с именем русского поэта Николая Михайловича Рубцова.
     Вологодчина дала русской литературе много известных имён. Это Константин Батюшков, Владимир Гиляровский, Алексей Ганин, Александр Яшин, Сергей Орлов, Сергей Викулов, Виктор Коротаев, Василий Белов, Ольга Фокина, Валерий Дементьев, Александр Романов и ещё многие и многие писатели и поэты, которые черпали своё вдохновение из священной вологодской земли.
     И нет здесь ни льдинки высокомерия, а только горячая любовь к родным северным краям, к его истории, культуре, гордость за родной край.
     Тем удивительней, что мы стали привыкать к тому, что Николая Рубцова заслуженно именуют великим поэтом, когда всё ещё свежо, когда живы многие его современники.
     Я школьницей могла запросто встретить на улице великого поэта и пройти мимо. Вологда невелика, а жил он в доме на улице Яшина, где и по сей день живёт моя сестра.
     Мне вспоминается, как, учась в школе, мы с подружками переписывали его стихи из вологодских газет в свои тетради:
     
      Снег летит на храм Софии,
      На детей, а их не счесть.
      Снег летит по всей России,
      Словно радостная весть…
     
     Что бы сказали окружающие его люди, как бы повели себя, если б предвидели его восхождение?
     Сколько критиков, историков, биографов пытаются раскрыть феномен творчества Николая Рубцова! И так странно читать в его переписке с издательствами указания, претензии к поэту. Где была прозорливость редакторов?! Они должны были предвидеть!
     С грустью читаются строки письма Александру Романову из Никольского, написанного осенью 1965 г: "…Стихов пишу, да, много. Не знаю даже, что делать с ними. Мне самому они абсолютно не нужны, когда уже закончены, а и никому, видно, не нужны, раз их не печатают (бывают, конечно, исключительные случаи)…".
     Надо сказать, что при жизни поэта вышли четыре поэтических сборника, не считая самиздатовской книги стихов "Волны и скалы" 1962г. Это "Лирика" (1965), "Звезда полей" (1967), "Душа хранит" (1969), "Сосен шум" (1970). Так что работал Рубцов плодотворно.
     Особенно щедрым был для него 1964 год, когда только за полтора летних месяца в Никольском поэт сочинил около сорока стихотворений.
     Сейчас о Рубцове много написано и пишется, ему противопоставляется его же лирический герой. Порой скандально муссируются подробности частной жизни поэта. Ну не хотел он что-то рассказывать! Может, и не стоит этого делать?
     Надо помнить, что у него есть замечательная дочь Елена, на долю которой выпала тяжёлая потеря не только отца, но ещё одна зловещая трагедия — потеря сына Коли.
     Есть внучки. Боль их и так тяжела…
     Давайте радоваться тому, что со временем возрастает интерес к творчеству поэта, его прозорливости. Пришло осознание масштаба личности Николая Рубцова.
     В этой связи хочется вспомнить его близкого друга Виктора Вениаминовича Коротаева, который много сделал для увековечивания памяти Николая Рубцова, для популяризации его поэтического наследия.
     Издал первый сборник воспоминаний о поэте, письма и стихи поэта. По его инициативе с 1975 года одна из улиц Вологды (Мостовая) носит имя Рубцова. В Петровском сквере в 1998 году открыт памятник поэту, выполненный череповецким скульптором Александром Михайловичем Шебуниным.
     К сожалению, Виктор Коротаев не дожил до дня открытия памятника другу.
     Судьба человека — прежде всего его Родина. И это понятие не физическое или географическое, оно гораздо выше — в духовных сферах.
     В мире нет случайностей. Мать поэта, Александра Михайловна, умирает в июне 1942 г. Отец, Михаил Андрианович, в июле уходит на фронт.
     В школьном возрасте Николай попадает в детдом села Никольское Вологодской области. И как благозвучно переплеталось название самого села с его именем!
     Здесь перед ним раскинулся целый мир, здесь он узнал взлёт души. Эти места для Николая Рубцова стали святыней. Он генетически, на духовном уровне ощущал с ними родство.
     Филологу из Вологды Вячеславу Белкову удалось установить, что расположенная рядышком с Никольским деревня Самылково — прародина Николая Рубцова. Там жили его родители до 1929 года. И венчались они в соседнем селе Спасском. В Самылково родились его старшие сёстры.
     Рубцов ощущал всегда с этими местами тесную связь:
     
     С каждой избою и тучею,
     С громом, готовым упасть,
     Чувствую самую жгучую,
     Самую смертную связь…
     
     Вот строки из его письма Александру Яшину: "…Пишу Вам из села Никольского. Это в старинном Тотемском районе Вологодской области… В этой местности я когда-то закончил семь классов (здесь для души моей родина), здесь мне нравится…".
     Рубцов любил русскую деревню и тяжело переживал негативные изменения, происходящие в глубинке. Из города душа тянула его в деревню.
     
     За все хоромы я не отдаю
     Свой низкий дом с крапивой под оконцем…
     Как миротворно в горницу мою
     По вечерам закатывалось солнце...
     
     Рассуждал Николай Рубцов и о судьбе русского языка. Читаем дальше то же письмо А. Яшину, где он пишет о своих новых стихах: "…Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет, и столько же будут жить после нас. По-моему совсем не обязательно в лирике в лирике употреблять современные слова...".
     Помните, в молитве: "Господи, не отыми от мене Духа Святаго …"
     По высшему промыслу, Рубцов, имеющий истинно русскую душу, для усиления силы духа возвращается на землю прародителей.
     Это был путь испытаний, страданий, лишений. Но ему было многое дано, многое открылось. И это откровение вылилось в стихи.
     То ли это ритмы Земли, Космоса, или что-то другое, но в минуты "открытия", поэт становится как бы сам не свой. Он находится за пределами обычного понимания, исчезают пространство и время, притупляется внешнее воздействие. Поэт начинает чувствовать ритм ещё не рождённого стиха, свободу слова. И не всегда оно рифмовано.
     И свершается чудо — он становится Проводником некоторой энергии, через него идёт Живительная Сила Духа — и он превращается в творца.
     Ведь Бог и создал человека по Своему подобию, а значит, творцом. И Николаю Рубцову было знакомо это чудо.
     Каждый поэт, ощутив это состояние однажды, ожидает его вновь и вновь, пытается на него настроиться, боится, что оно больше не придет. Порой им овладевает тревога, он пытается с этим справиться. Поэт живёт в ожидании "состояния творца".
     Никакое мастерство не поможет стать поэтом, но мастерство необходимо поэту для отделки, шлифовки стиха, чтобы "вылепить" стихотворение. Благодаря ему поэт и не во всех стихах — творец, он может написать стихотворение и по "заказу".
     Это состояние "открытия" может овладеть и человеком, далёким от поэзии, и вот тогда говорят, что он в душе поэт.
     Возникает вопрос — почему "открытие" Слова происходит именно через поэтическое слово? Да потому, что оно ритмично. И Мир сотворён из Хаоса благодаря ритму Жизни.
     Не имеет смысла говорить о несоответствии физической жизни того или иного поэта с его произведениями. Стихи обязательно проходят через сердце поэта, они высвечены его душой. Важно изучать творческое наследие поэта, то, что остаётся людям.
     Глядя на православные храмы, мы восторгаемся их величием, красотой, чистотой. В момент любования мы не задаёмся мыслью о физической жизни сотворивших их людей. Важно, что стоит чудо — храм, и он живёт.
     И Николай Рубцов выстроил свой храм слова, чистота которого в стихах.
     У его лирического героя отзывчивое, ранимое сердце, он искренне любит родные места, Россию — "…ЛЮБЛЮ НАВЕК, ДО ВЕЧНОГО ПОКОЯ…" — и он сопричастен всему живому на Земле.
     Вологжане гордятся своим земляком.
     Помнят напутствие поэта Николая Михайловича Рубцова: "Россия, Русь, храни себя, храни!.."
     
     
     
     
     
     Николай РУБЦОВ
     
     ДУША ХРАНИТ
     
     Вода недвижнее стекла.
     И в глубине её светло.
     И только щука, как стрела,
     Пронзает водное стекло.
     
     О, вид смиренный и родной!
     Берёзы, избы по буграм
     И, отражённый глубиной,
     Как сон столетий, божий храм.
     
     О, Русь, — великий звездочёт!
     Как звёзд не свергнуть с высоты,
     Так век неслышно протечёт,
     Не тронув этой красоты:
     
     Как будто древний этот вид
     Раз навсегда запечатлён
     В душе, которая хранит
     Всю красоту былых времён…
     
     
     
     Виктор КОРОТАЕВ
     
     ПАМЯТИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА
     
     Милый друг мой,
     Прощаясь навеки,
     В нашей горькой и смертной судьбе
     Всею силой, что есть в человеке,
     Я желаю покоя тебе.
     Оставаясь покамест на свете,
     Я желаю у этих могил
     Чистых снов, тишины и бессмертья.
     И любви,
     Ты её заслужил.