Иван Голубничий __ С ОтеЧеством в сердце
Московский литератор
 Номер 02, январь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
С ОТЕЧЕСТВОМ В СЕРДЦЕ

     
     Валерий ИВАНОВ-ТАГАНСКИЙ. "Грехи шелудивых псов". — М., Московская городская организация Союза писателей России, 2011.
     Валерий Иванов-Таганский известен отечественному читателю как автор фундаментальных исторических произведений, многоплановых, написанных порой на стыке классической прозы и философской публицистики.
     Под его пером органично переплетаются динамичные, живые сюжеты из современности, вкрапления исторических блоков и размышления о великой и трагической, противоречивой и исполненной высокого смысла судьбе России.
     Как писатель, сознательно и последовательно исповедующий приверженность традициям высокой русской классики, Валерий Иванов-Таганский твёрдо стоит на позициях защиты интересов русского народа, его истории, его национальных святынь, его духовных и морально-нравственных основ.
     Страстной проповедью добра и справедливости дышат монологи его любимых героев, оставшихся один на один с жестокой реальностью, но не сломленных духом, а находящих в себе силы сопротивляться обстоятельствам и духу времени.
     Романы Валерия-Иванова Таганского "Семя Отечества", "Грязь к алмазам не пристаёт", "Запрет на прозрение", "Обречённые на жизнь", "Грабли для Сатрапа", "Кого отмечает Бог" по праву вошли в золотой фонд современной русской литературы, хотя автор и не избалован вниманием "респектабельной" либеральной критики.
     Его проза не вписывается в контекст конформистского псевдолитературного процесса, в котором под видом утверждения современных художественных форм происходит преднамеренное размытие традиционной русской системы ценностей, выхолащивание из современной словесности её национального духа в угоду космополитическим, зачастую антирусским и антироссийским идеологическим установкам.
     В рядах бескомпромиссных борцов за интересы русского народа и многонациональной России писатель Валерий Иванов-Таганский выделяется ярким и своеобразным талантом, не позволяющим ему затеряться в стихийном процессе современной словесности.
     Его новое произведение — повесть "Грехи шелудивых собак" — является убедительным подтверждением вышесказанному.
     Следует особо отметить, что новая повесть корректирует образ В.Иванова-Таганского как приверженца исключительно фундаментальных прозаических форм. Это обстоятельство очень существенно.
     Если писатель такого уровня отклоняется от сложившихся жанровых пристрастий, это значит, что в нём созрела потребность новых возможностей, которые, несомненно, открывает такой компактный жанр, как повесть.
     Но повесть — не роман, она требует иного "дыхания", иной динамики, иных мировоззренческих формулировок… перевернув последнюю страницу, читатель сможет убедиться в том, что с поставленной задачей автор справился в свойственной ему благородной и элегантной манере, не снижая уровня стиля и морального пафоса.
     Его герой — Вячеслав Ястребов, простой русский человек, далеко не святой, но обладающий здоровым национальным началом, сталкивается со злом, могущественным и беспощадным, но не смиряется перед ним, а вступает в неравную борьбу, в которой шансов на победу почти нет. Он вступает в эту борьбу, потому что несёт в себе стальной духовный стержень, вложенный в него родным Отечеством, его родителями и народом, из которого он вышел и неотъемлемой частицей которого является…
     Главный отрицательный персонаж повести, местный олигарх Оська Чугун, несмотря на свою личную непривлекательность, всё же является жертвой своего времени, которое не позволило развить присущие ему качества для служения народу, а способствовало превращению его в орудие социального зла…
     Опосредованно смягчает образ Оськи Чугуна его пожилая мать — консервативная женщина, не чуждая национальных предрассудков, но, тем не менее, имеющая свою нравственную систему и по мере сил старающаяся вернуть сына на праведный путь…
     Здесь следует отметить то, с какой деликатностью касается Валерий Иванов-Таганский национального вопроса, сохраняя высокий градус его осмысления и не впадая в эмоции.
     Светлым пятном в повести проходит образ Валентины Прялкиной, олицетворяющий бескорыстное служение добру и жертвенность, традиционно присущую русской женщине. Она творит добро инстинктивно, не задумываясь о возможных последствиях, и высшей наградой для неё всегда является счастье других людей. Образ Валентины, прописанный любовно и тщательно, вселяет надежду и веру в то, что добро неизбежно победит…
     Беспощадным приговором капиталистическому строю звучат слова одного из "проходных" персонажей повести — полковника, сказанные в разговоре с Вячеславом Ястребовым: "Время отвратительное, Слава. Пистолет всегда должен быть под рукой. Человек с нравственной основы сорвался как с петель. Нет кодекса, нет совести, нет героев... Серятина вокруг, серятина у власти, серятину проповедуют. А чем может отличаться серятина? Только одним — демагогией, количеством халявщиков и бандитов. Тут ума и сердца не надо. Там, где в основе грех, процветает бесстыдство и наглость. Врывайся на любое предприятие, в любой дом или дачу — рэкетируй, воруй, что под руку попало, и ты на коне…"
     Повесть Валерия Иванова-Таганского "Грехи шелудивых собак", помимо её художественных достоинств, ещё и очень своевременна, и те конкретные реалии, которые в ней просматриваются, сообщают ей дополнительные признаки правдивости и выстраданности.
     Писателем движет стремление к правде, и честность этой мотивации выводит его на новые высоты творчества и духовных прозрений.
     В летописи нашего многострадального Отечества эта повесть останется как одно их ярких и художественно правдивых свидетельств о том непростом времени, в которое нам довелось жить.
     
Автор - секретарь Правления Союза писателей России Заслуженный работник культуры РФ