Юрий Богданов __ «ЛЕТ ДО СТА РАСТИ...»
Московский литератор
 Номер 04, февраль, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Юрий Богданов
«ЛЕТ ДО СТА РАСТИ...»

     
     №№ 5-6 литературно-художественного журнала "Новая НЕМИГА литературная" (Избранные страницы: 1999-2010 гг.)
     ЭТО НЕ РЕЦЕНЗИЯ и не статья, а дружеское и радостное поздравление нашим русскоязычным собратьям по перу в Республике Беларусь — теперь уже заграничного государства, что звучит очень странно, а, может быть, и диковато.
     Десять лет назад сквозь неимоверные препоны и трудности пришлось пройти организаторам и создателям второго в республике (после журнала "Неман") русскоязычного журнала, который несёт в подтексте двоякий смысл: исторический и современный — "Новая НЕМИГА литературная".
     За эти годы вокруг журнала образовалась мощная "русскоязычная диаспора" поэтов, писателей, драматургов, критиков, пишущих на русском языке, исповедующих философию и традиции древнерусской литературы, где общие корни разговорного, литературного языка не разделялись по принципу политических предпочтений.
     Большая заслуга главного редактора журнала талантливого поэта, прозаика переводчика Анатолия Аврутина в том, что журнал не только выживает в трудное для всех писателей постсоветское время, но живёт полноценной литературной жизнью. Он сумел сплотить вокруг журнала талантливую молодёжь республики, заинтересовал и привлёк в авторы журнала ведущих московских поэтов и прозаиков, а также писателей из стран СНГ. Усилиями редактора журнал стал не "местечковым" изданием, а вышел на орбиту широкого признания.
     Журнал "Новая НЕМИГА литературная" является литературно-художественным изданием Союза писателей Беларуси. Его хорошо знают в Международном сообществе писательских союзов. Авторы журнала участвуют в мероприятиях, проводимых Сообществом, а также печатаются на страницах различных его изданий.
     Анатолий Аврутин постоянно лично сотрудничает с Московской городской организацией Союза писателей России, привлекает её ведущих поэтов и писателей к творческому взаимодействию. И это не эпизодическая работа, а постоянный дружеский контакт по ознакомлению белорусского читателя с новыми литературными успехами сотоварищей по "цеху".
     В юбилейном (сдвоенном 5-6 номера за 2010 год) представлены избранные страницы журнала с 1999 по 2010 год со вступительной статьёй "В служении русскому слову" Анатолия Аврутина, в которой главный редактор даёт краткую, но всеобъемлющую характеристику изданию. Кроме этого, приводится полный библиографический перечень публикаций по годам за юбилейный период.
     В течение десяти лет в журнале неоднократно печатались стихи Льва Котюкова, Максима Замшева, Анатолия Аврутина, Елены Курелла, Таьяны Романовой-Настиной, Юрия Сапожкова, Вениамина Блаженного, Андрея Скоринкина, Николая Переяслова, Валерия Гришковца, Юрий Матюшко, Михаила Шелехова, Светланы Евсеевой, проза Владимира Якутова, Ивана Сабило, Сергея Трахимёнка, Ивана Голубничего, Николая Коняева, Владимира Василенко, Геннадия Ануфриева. Любови Турбиной, Светланы Замлеловой и многих других авторов.
     Под одной обложкой в этом юбилейном номере собрано всё лучшее, что было опубликовано в журнале в течение десяти лет. Даже сдвоенный номер не смог в достаточном объёме отразить творчество авторов, но это и естественно. Поэт Максим Замшев представлен лишь тремя стихотворениями: "Если это весна…", "Хорошо пить кофе-гляссе", "Опавший лист — всего лишь лист опавший". Но и они дают некоторое представление об интонационном строе стихов, философской направленности его творчества, образной системе не похожей на многие стихи современников.
     Пять коротких стихотворений Льва Котюкова "Морок", "Вторая жизнь", "Свет неприступный", "Не все — во всём!.." и "Облака над рекой" — разноплановы, но тоже дают реальное ощущение личности поэта, где своя философия, свой взгляд на мир и проникновение в его глубину. Например, в стихотворении "Облака над рекой" всё находится в реальном и мистическом движении: "… Легкокрылые птицы несутся. Не успеть, не успеть оглянуться…И мгновенья вот-вот обратятся в века…".
     Можно заметить какую-то внутреннюю "перекличку" со стихами Льва Котюкова и у Анатолия Аврутина: "Мой прах — внутри… И пепел — тоже, Снаружи — родинка и взгляд. Да над бесчувственною кожей Косые лучики парят..." ("Мой прах — внутри…"). Или — "Обманчив сон. Неискренен пейзаж, Одна душа ни в чём не виновата. И ты её безропотно отдашь за бледный свет холодного заката…" ("Обманчив сон…").
     Что касается прозы, то надо сказать, что редколлегия журнала очень внимательно, можно сказать с пристрастием, отбирает для публикации повести и рассказы. Не всегда в журнале можно напечатать большую по объёму повесть, но творческий коллектив находит выход из этого положения. Например, из повести Сергея Трахимёнка "К торжественному маршу" в этом номере опубликованы главы. Из документально-художественной повести "Александр Лукашенко" Владимира Якутова дан отрывок. Не говоря уже о точном и выверенном подборе рассказов для публикации.
     Московский поэт, прозаик, публицист, заслуженный работник культуры Российской Федерации, главный редактор популярной не только среди писателей, но простых читателей газеты "Московский литератор" Иван Голубничий представлен в этом номере одним из лучших его рассказов "Инструкция покойника".
     Этот рассказ выделяется среди других тем, что главный герой, якобы самый простой человек, даже, может быть, почти опустивший алкоголик обладает глубокими чувствами, остро замечает окружающую действительность. Поток сознания главного героя выводит его на философское осмысление жизни, которое даёт ему завершённую картину человеческого существования. Вот только, к примеру, один небольшой абзац из рассказа: "Через перу минут я с наслаждением вливал в себя ледяную водку, с каждым глотком всё больше и больше сливаясь с трепещущей гармонией окружающего мира и будто бы навсегда отрешаясь от всего грязного, низкого и неправедного, чему я успел отдать дань в своей недолгой, но очень весёлой и совсем не расчётливой жизни". Название рассказа, и сам сюжет — неожиданные. До самого конца читатель находится в напряжении и не знает чем он закончится. А заканчивается он опять-таки философскими размышлениями главного героя, дающими читателю самому поразмышлять над своими жизненными перипетиями. Да и с языковой точки зрения выполнен рассказ безупречно.
     Хотелось бы сказать несколько слов и о рассказе Светланы Замлеловой "Павлуша", в котором "мятущийся" молодой человек никак не может обрести не только свою стабильную семью, а и стать настоящим мужчиной, ответственным за себя перед жизнью.
     Журнал "Новая НЕМИГА литературная" достойно перешагнул во второе десятилетие своей жизни. И мы, поэты, прозаики, критики Московской городской организации Союза писателей России желаем редакционной коллегии журнала, своим собратьям по перу "…Лет до ста расти вам без старости…", успехов в творчестве, держать высокий уровень художественного слова, воспитывать молодую смену в духе любви к русскому языку в Белоруссии.
     
Автор - Член Президиума и Правления МГО СП России