Иван Голубничий __ САДЫ И ЛЮБОВЬ
Московский литератор
 Номер 05, март, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
САДЫ И ЛЮБОВЬ

     
     Марина ЕРШОВА, "Мы прорвёмся" — М.: GELEOS Publishing House LTD, 2011.
     СЕГОДНЯ то и дело приходится слышать утверждение, что литература, поставленная, вместе с обществом, в условия жесткой рыночной конкуренции, естественным образом выродилась, превратилась из высокого призвания в один измногочисленных видов услуг. Считается, что писатель пишет для денег и славы, причем представления о том, как посредством литературногоремесла добываются деньги и слава, как правило, весьма однообразны.
     Это и так и не так. Есть и в наше время писатели, не поддавшиеся на искушения изменчивого времени, пишущие по велению сердца и простодушно мечтающие о том, что их слово способно изменить мир, сделать его лучше, чище, счастливее… Марина Ершова, несомненно, принадлежит именно к этой категории современных российских писателей. Проза Марины Ершовой обладает удивительным качеством — написанная простым, довольно аскетичным языком, не претендующая на революционные художественные прорывы и бездонные философские прозрения, она тем не менее трогает душу и заставляет задуматься о том важном, что есть в нашей жизни и без чего наша жизнь была бы неполноценна, — о дружбе, о любви, о верности, о справедливости, о Родине… Для нашего времени это не такое уж частое явление. В формальном отношении ее рассказы являют собой образец прозаического минимализма, не свойственного сегодняшнему литературному процессу. Сегодняшний издатель предпочитает крупные формы (как правило, романы), желательно осторосюжетные или утрированно сентиментальные. Возможно, в этом состоит объективный запрос времени, — возможно, хотя и не очевидно. Рассказы Марины Ершовой в этом отношении совершенно не укладываются в современные стереотипы так называемой актуальной литературы. Однако, постепенно и ненавязчиво погружаясь в атмосферу ее лирического героя, читатель органично приобщается к светлому и доброму миру, в котором живут хорошие, симпатичные люди, которых так порой не хватает в сегодняшней жесткой жизни… При выражении эмоциональных состояний автор не пользуется избыточными изобразительными средствами, а остается в рамках "обычного", почти разговорного языка. Но вдруг выясняется, что именно этот язык — язык живого повседневного общения — оказывается идеально соответствующим для выражения эмоций, чувств и побуждений, свойственных героям рассказов Марины Ершовой, которые, собственно, и есть народ. Этих героев — простых, можно сказать, обыкновенных людей, вышедших из советского времени или детей "эпохи перемен", объединяет общее для всех них стремление к полноценной жизни, к естественным отношениям, к человеческому счастью. Сюжеты рассказов иногда грустны, иногда чуть сентиментальны, порой они вызывают умиление, но никогда не оставляют читателя равнодушным. Эти рассказы в самом лучшем смысле слова исповедальны, ведь через них, опосредованно, автор доносит до нас свои собственные мысли и чувства.
     "У меня есть память и слова. Я воскрешаю ими сады и любовь". Этими словами завершает Марина Ершова свою книгу. На протяжении нескольких десятков страниц перед читателем проносится столько судеб, столько человеческих переживаний, столько любви и страдания, что, кажется, хватило бы не на один роман. Но Марина Ершова пишет в соответствии со своим творческим дыханием. Ее вздоха хватает на рассказ. Но этот вздох подлинный, в нем есть правда, красота и боль. Ее рассказы проникают в душу, бередят воспоминания, заставляют верить в хорошее. Эта вера, казалось давно утраченная многими из нас в погоне за призрачным жизненным успехом, вновь воскресает при соприкосновении с миром лирического героя Марины Ершовой.
     "Мы прорвемся" — декларирует автор названием книги. Наверное, действительно прорвемся. Ведь иного выбора у нас нет…