__ СЛУШАЙТЕ БАС!
Московский литератор
 Номер 05, март, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

СЛУШАЙТЕ БАС!

     
     Казалось бы, окружающий мир полон музыки. Но какой? Один известный поэт на страницах еженедельника "Слово" с горечью пишет президенту России Д.А. Медведеву: "Куда упрятали народную песню, историю, танец и совесть, красоту народную — куда задевали, задвинули?" Именно, задвинули! И тому виной — безмерно разросшийся шоу-бизнес, целиком заимствованный у Запада и несущий в себе все признаки плагиата и пошлости.
     Но, к счастью, в России не перевелись ещё подлинные таланты, в том числе и в вокале. Среди таких мастеров — выпускник консерватории, лауреат Международных и Всероссийских фестивалей Федор Тарасов.
     Впервые я услышал его в Болгарском культурном институте. "Вот это певец, вот это бас!" — восклицали собравшиеся.
      Природа наделила Федора Тарасова не только красивой внешностью, статью, но и великолепным голосом, благородством исполнения и харизмой.
     Вскоре я снова услышал певца и, наконец, мы познакомились.
     В непосредственном общении певец оказался интересным и искренним собеседником, превосходно знающим литературу и искусство. Говорили мы неподалеку от консерватории, которую Федор Тарасов закончил в 2010 году. Я узнал, что вокальный факультет консерватории — второе высшее образование Федора Тарасова. До этого он закончил филологический факультет МГУ, стал кандидатом наук и готовит докторскую диссертацию.
     Вот основное содержание беседы.

     
     Валерий Иванов-Таганский. Федор Борисович, совсем недавно была передача на пятом канале с Андреем Максимовым. Речь шла о шоу-бизнесе. Говорили об эстрадных исполнителях, о качестве музыки, об уровне текста песен. По оценке Максимова, состояние в этом жанре удручающее. Однако участвовавшие в передаче музыкальные критики бойко заверяли, что подобная ситуация и в других странах и что, мол, ведущий многого требует от эстрадного жанра. Они утверждали, что такое искусство востребовано зрителем и за "музыкальной всеядностью" скрыт большой и содержательный подтекст: народ должен расслабиться после трудового дня и получить разрядку. Так ли это?
     Федор Тарасов.
К сожалению, передачу я не смотрел, но могу сказать, что это не так. Слушая подобную музыку, человек не способен расслабиться. Это доказано на уровне физиологии. Я учился у профессора Московской Консерватории Владимира Морозова, который анализировал разные типы музыки и исследовал звуковые реакции на организм человека. Воздействие "попсы" сродни действию наркотика, после принятия которого, как известно, наступает "ломка". Это не расслабление, а бегство и от себя, и от подлинной культуры, дорога в никуда.
     Подобное "искусство" не только агрессивно само по себе, по своей природе, но и по способу своего существования, оно нам усиленно навязывается.
     Цель, на мой взгляд, предельно проста: превратить народ в легко управляемую потребительскую массу. Именно такой потребитель будет покупать то, что ему навязывают, вести себя так, как ему приказывают. И тогда самый читающий народ в мире превратится в быдло.
     В.И-Т. Картина, прямо сказать, удручающая. Не исключено, что за её фасадом стоят какие-то силы?
     Ф.Т.
Естественно!
     В.И-Т. Как бы Вы их назвали? Начальство? Какой-то идеологический центр, какая-то надстройка над СМИ?
     Ф.Т.
Естественно. Это те, для кого не существует ничего, кроме прибыли, каким бы способом она не извлекалась.
     В.И-Т. К последнему призыву православной церкви вернуть государственное финансирование СМИ, чтобы наполнить другим духовным содержанием, как Вы относитесь?
     Ф.Т.
Призыв к подобному вмешательству — это, видимо, крик отчаяния, взывающий к тому, чтобы хоть как-то исправить положение, предложить хоть какую-то альтернативу тоталитарному засилью определённых "форматов" в самых разных жанрах, представленных в СМИ, в том числе и особенно в музыкальном, и вокальном, в частности.
     Попасть в эфир чему-то действительно музыкально ценному — это уже подобно чуду. А такого чуда шоу-бизнес боится, оно может спровоцировать смуту: ведь сразу будет понятно, что такое настоящее искусство, а что — попсовая фальшивка, рассчитанная на оболванивание людей.
     Подлинное мастерство, настоящее русское искусство пробуждает в народе дух, благородство и чувство чести, объединяет его и делает его внутренне сильным и самостоятельно мыслящим, подвигает активно строить своё будущее.
     В.И-Т. Теперь вопрос о вашем творчестве. Расскажите, как формировались ваши привязанности в искусстве?
     Ф.Т.
Все начиналось с семьи и земли. Я родился и всё детство прожил в деревне, в доме с русской печкой и фортепиано, альбомами по искусству, пластинками, в доме, где реально воплощались в жизнь нравственные ценности русской культуры. Это деревня под Дмитровом, куда мои родители уехали в начале 1970-х, после окончания МГУ. В то время все уезжали из деревень, они поехали туда, преодолевая всеобщее течение в тогдашнем обществе.
     В моем мировосприятии слились воедино две составляющие: с одной стороны, интеллектуально-культурное воспитание на основе русской и мировой классики, с другой — деревенская стихия, наполненная красотой пейзажей русской глубинки, пением птиц и, конечно, песней.
     В.И-Т. Очень хорошо, что Вы заговорили о деревне. Я читал в свое время, что кто-то из профессоров консерватории, услышав впервые тенора Сергея Лемешева в деревне, вытащил его из глубинки и помог стать тем, кем он стал. Честно говоря, и писатель без земли, без дома родного и интеллектуального окружения, не писатель. Так, я думаю, и в вокале?
     Ф.Т.
Согласен. Даже Ф.М.Достоевский, скажем так, городской писатель, говорил, что человеку воздуха надобно, воздуха во всех смыслах этого слова.
     Голос человека — это не только физические данные, это и выражение его внутреннего мира.
     В деревне в эстетических и вокальных вкусах формируются качества эпической мощи, широты и основательности. Здесь по-прежнему живет до конца не сломленный эталон красоты, в то время как жители мегаполиса погружены в визгливое истерическое звуковое окружение.
     У нас сотни красивых народных песен, которые давно не звучат с экрана. Их попросту боятся, потому что с песнями просыпается народный характер, и с ним придется считаться: это голос не тех, кто бегает по дискотекам, курит травку, пьет водку и употребляет наркотики, а тех, кто из маленького княжества создал самую большую в мире страну, на территории которой сохранены языки и культуры всех населявших её народов.
     Голос напрямую связан с внутренним устройством и способом жизни. И вот что интересно: стоит только современной городской молодежи попасть в ситуацию искреннего сердечного общения, они тут же вспоминают народные песни и поют то, что пели их родители, бабушки и дедушки. Как правило, это протяжные мелодичные песни, в которых говорится о человеке как о существе нравственном, любящем своих родных, свою землю.
     В.И-Т. И все-таки как развивался творческий путь мальчика из деревни?
     Ф.Т.
Все началось с раннего детства. В нашем деревенском доме с печкой. В доме было фортепиано, альбомы по искусству, пластинки... От деда моего отца в доме остался баян.
     Я часто слушал пластинку "Трио баянистов", потом начал потихоньку осваивать этот инструмент. Баян был тяжелый, а я маленький, и я ставил его на кровать. Когда мне исполнилось шесть лет, я пошел в музыкальную школу учиться играть на баяне. Закончив её, увлекся живописью, затем литературой и, наконец, поступил в МГУ на филологический факультет. Позже поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию по Ф.М. Достоевскому, пошел работать в Институт мировой литературы старшим научным сотрудником. То есть занимался наукой. Но еще до аспирантуры у меня вдруг "проснулся" голос. Тогда мои друзья обратили внимание, что голос — необычно низкий, насыщен тембрально. Но я не придавал этому значение, пел себе в студенческих компаниях. Потом появилась тяга к церковному хоровому пению, которая осуществилась в Дмитрове, в Успенском соборе. Там, как и везде нынче, в низких голосах была большая потребность. (Скажем в скобках, что сейчас мало басов, какое-то не басовое время). Собственно говоря, с клироса и началась моя профессиональная жизнь певца.
     В.И-Т. Кто стал вашей путеводной звездой?
     Ф.Т.
Это знаменитый болгарский певец Борис Христов. У него не только голос красивого тембра, но нечто большее. Когда он поет, каждая фраза его вокала точна и выверена, наполнена подлинным полетом вдохновения.
     В.И-Т. А как другой болгарский бас, Николай Гяуров?
     Ф.Т.
Гяуров по чисто вокально-техническим данным, может быть, и превосходит Христова, но сильно уступает ему как художнику. У Христова совершенно другой уровень исполнительской культуры.
     Однако, надо прямо сказать, не будь школы Шаляпина, у которого болгарские певцы, по их признанию, учились по записям, не было бы такой плеяды выдающихся русских басов, как братья Пироговы, М. Михайлов, Б. Гмыря, М. Рейзин, И.Петров, А. Ведерников А. Эйзин и другие.
     В.И-Т. А что же было с вами дальше? Кто помог в становлении голоса?
     Ф.Т.
Были мучительные поиски педагогов. Вначале мне помог бывший солист Большого театра Вячеслав Романовский. Он меня буквально сдвинул с нулевой точки.
     Вскоре я принял участие в любительском фестивале искусств и стал лауреатом. Первой раз в жизни спел с оркестром, с ансамблем старинной музыки, что меня вдохновило.
     На одном концерте я познакомился с дирижером камерного оркестра Московской консерватории. Его жена Людмила Тогушева — великолепная певица — стала моим педагогом. Через три месяца она уговорила меня поступать в консерваторию. Мне было уже 29 лет. Я сомневался, не желая ломать ритма жизни и снова становиться студентом, но пошел. Конкурс в Московской консерватории сложнее, чем в МГУ. Но я прошел! Шутки кончились, и началась другая жизнь.
     Позже я участвовал еще в нескольких Международных конкурсах и стал лауреатом, гастролировал по России и по многим странам.
     В.И-Т. Как я уже наслышан, началась битва за Большой театр?
     Ф.Т.
Я закончил консерваторию в июне 2010 года, а в июле пошел на прослушивание в Большой: комиссия на выпускном экзамене по сольному пению решила, что меня обязательно надо рекомендовать в Большой театр, ввиду блестящего результата на экзамене (я пел русские и зарубежные арии, романсы и народные песни). В театре мне сказали, что, к сожалению, вакантных мест нет, но меня обязательно послушают. Предварительные прослушивания прошли успешно. Остался последний этап — встреча с новым художественным руководителем Большого театра Василием Синайским. Надеюсь, эта встреча пройдёт в ближайшее время.
     
     В заключении хочется пожелать Федору Тарасову успеха, стойкости, веры, что "если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно". Мы рады, что Шаляпинские традиции живы в России! И мы будем вдвойне рады услышать нового Бориса — настоящий бас в классической русской опере.
     
Беседу вёл Валерий ИВАНОВ-ТАГАНСКИЙ