Максим Замшев __ ПРИКОСНОВЕНИЕ К КРАСОТЕ
Московский литератор
 Номер 06, март, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Максим Замшев
ПРИКОСНОВЕНИЕ К КРАСОТЕ

     
     Екатерина КОРНАКОВА, "Кофейня на Патриарших". — М., ООО "Угрешская Типография", 2011.
     Книга Екатерины Корнаковой таит много смысла уже в своём названии "Кофейня на Патриарших". Всем, кто чувствует подлинный аромат Москвы, такое сочетание слов многое скажет. А когда вглядываешься в фото поэтессы, создается мифологическая картина. Раннее утро, просыпающийся день, запахи кофе, мечты молодости и льющиеся строки. Стихи Екатерины Корнаковой действительно льющиеся. Так льются птичьи трели, слова влюбленных, воды весны.
     Продержаться минут количество,
     Столько времени, сколько задано.
     Снова вырублю электричество,
     Только мыслями, только взглядами.
     Чуть диковатый синтаксис первой строки говорит о желании автора поиграть словами, осознать поэтическую строку как странность, а не как складность. Это очень важно для поэта, особенно в ранней творческой поре. Ныне многие ощущают поэзию только лишь как некое движение по кругу, форму, обречённую на завершение, а внутри только лишь мёртвые слова. А у Екатерины Корнаковой — всё живое. Она проговаривается о себе в стихах, а это несомненная и необходимая составляющая поэтического таланта.
     Расскажи мне, что будет дальше…
     Я не верю, что ты ушёл.
     Чёрной птицей в объятья фальши
     Тихо падаю, — мне хорошо.
     Без таких поговорок, наверное, не существовало бы русской поэзии как бесспорного лидера мирового художественного пространства. Без этого не состоялось бы не только русской поэтической сокровищницы, но и классиков двадцатого века.
     Екатерина Корнакова своей судьбой и обликом заставляет задуматься, отчего в наше вовсе не иррациональное время чудо поэзии всё-таки возможно. Что приводит девушку из хорошей семьи, замечательно образованную и перспективную, к такому безнадёжному с практической точки зрения занятию? В литературе само понятие карьера — сомнительно, народ у нас хмурый и строгий, а любовь читателей категория столь же условная, как и неуловимая. Так что же? Какие посулы и тропы? Наверно, потому что в России настоящая человеческая сущность проявляется через принадлежность к высокому. Кому-то приходится быть восторженными почитателями, а отдельным счастливцам пробовать себя на поприще творца. Екатерина Корнакова — из таких счастливых.
     Отдельных слов заслуживает лирическая героиня творчества Екатерины Корнаковой. Тема идентификации автора стихов и того образа, что встаёт за строками — не такая простая проблема, как кажется на первый взгляд. Для обретения настоящего поэтического качества необходим известный зазор между личностью и образом. В случае его отсутствия нередко может сложиться ситуация, когда стихи будут хоть сколько-нибудь интересны только тем, кто знаком непосредственно знаком автором. Сделать свою творческую судьбу интересной для всех, заставить сострадать и проецировать её на собственные лирические обстоятельства, это уже уровень мастерства. Екатерина Корнакова легко справляется с этой филологической задачей.
     Когти в подушечки пряча,
     Я за тобой наблюдаю.
     Что ж ты играть-то начал,
     Правил не соблюдая?
     Это и достаточно лично и при этом в должной степени универсально.
     В книге много стихов чувственных, лирических, так свойственных первому периоду для любого поэта. Все ощущения ещё свежи, нет мучительной проблемы "не повторить себя" и времени для философского осмысления бытия всегда не хватает. Всё ещё не страшно, всё существует отдалённо, и в большой степени ещё мечтаешь о жизни, чем живёшь. Но, как известно, мудрость поэтов не равна их возрасту. И Екатерина Корнакова старше своего имени и внешности. Она любит состояние лёгкой грусти, не чужда пантеистического наблюдения за природой, приводящего к слиянию с миром во временной, но идеальной гармонии.
     Завитками на окнах почудится,
     Растерзает узоров покой…
     Если верить, то сбудется, сбудется -
     То, что было когда-то мечтой.
     Белым войлоком небо падает,
     Накрывает январской листвой..
     Разгадай! Разгадай! Не разгадывай…
     Разве можно постичь волшебство?
     Книга "Кофейня на Патриарших" — вторая книга поэтессы. Уверен, что это не только гигантский шаг вперёд, но событие в современной поэзии. Книга найдёт своих читателей среди тех, кто чужд разъедающего снобизма, и ловит живое поэтическое слово и стремление прикоснуться к красоте.