Александр Алиев __ УТРАЧЕННАЯ СВЯТЫНЯ ВОЛЖСКОГО ГРАДА
Московский литератор
 Номер 06, март, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
УТРАЧЕННАЯ СВЯТЫНЯ ВОЛЖСКОГО ГРАДА

     
     Читатели, верно, успели заметить, что в своих заметках я рассказываю преимущественно о тех памятниках зодчества и ваяния, которые сохранились до настоящего момента. Сегодня же речь пойдёт о другом: об уникальном культовом сооружении, украшавшем когда-то центр Саратова. Подобного храма действительно никогда не появлялось ни в каком ином приволжском городе. Невидимые нити прочно связывали строение с одним из шедевров петербургской архитектуры — Казанским собором. Однако давайте всё по порядку.
     
     ДОЛГОЕ ВРЕМЯ самой большой и красивой саратовской церковью был Свято-Троицкий собор. К 1780-м годам его состояние стало вызывать тревогу: в стенах снаружи и внутри образовались трещины, и здание запросто могло рухнуть. Об этом сведала императрица Екатерина II, она распорядилась соорудить в городе новый собор и пожаловала на то 15 тысяч рублей. Вслед за тем пришла грамота от архиепископа Астраханского и Ставропольского Антония (Саратов относился тогда к Астраханской епархии), дозволявшая разобрать ветхую церковь, а иконостас и утварь перенести в храм, каковой будет построен. Но саратовцы слишком любили Троицкий собор, и он был лишь временно закрыт. Впоследствии же городские власти приложили все силы, дабы тщательно его отремонтировать и тем самым сохранить для потомков.
     А к идее возведения нового кафедрального собора вернулись уже в начале XIX столетия. Место для него определили на обширной площади Присутственных мест, против главного фасада здания губернских учреждений, построенного архитектором Василием Сурановым. Он же составил храмовый проект, однако оный в Петербурге не утвердили, и дело заглохло ещё на несколько лет. Между тем пронеслись грозные события 1812 года, заграничных походов 1813-1814 годов. В июне 14-го саратовцами был получен Высочайший манифест о взятии Парижа и заключении мира с Францией. По случаю радостного события городская общественность составила акт, коим постановила выстроить на ранее назначенном месте большой храм о двух престолах: главный — во имя святого благоверного князя Александра Невского, а второй — во имя того святого, в день которого император возвратится в Санкт-Петербург (совпал с днем Архистратига Гавриила).
     После этого была учреждена комиссия о построении Нового собора, куда вошли в числе прочих саратовский губернатор А. Д. Панчулидзев, вице-губернатор Н. М. Заварицкий, надворный советник М. А. Устинов. Работы предполагалось непременно начать в 1815 году и окончить в четыре года. Определилась смета — более 300 тысяч рублей. Поскольку хранившейся в казначействе екатерининской ещё суммы явно не хватало, все сословия губернии выразили желание стать жертвователями на благородное дело. Теперь вся загвоздка была в достойном проекте для храма. Как же решался сей вопрос?
     
     СУРАНОВСКИЕ ЧЕРТЕЖИ собора, задуманного как типовой пятиглавый храм с портиками на каждой стороне, попали к двум прославленным петербургским зодчим — Василию Стасову и Джакомо Кваренги. Сначала предполагалось, что они только внесут сюда необходимые исправления. Но по завершении войны оба мастера представили полностью свои варианты проекта — с учетом новой программы собора. Он должен стать памятником участникам саратовского ополчения, погибшим и выжившим. В конечном счёте, Александр I утвердил проект Стасова, это произошло 26 августа 1814 года, во вторую годовщину Бородинского сражения.
     Архитектор замыслил здание в виде "Русского Пантеона", величественного и скорбного. В приложенной записке Василий Петрович отмечал, что его собор "по подражанию древних в России соборов никакими излишествами не отягощен". Возможно, имелись в виду простота и ясность форм, а также четыре круглых столпа в интерьере, идущие от соборов XV-XVI веков и, прежде всего, от аристотелевского Успенского. Хотя всё же тут больше духа не русского, а античного, римского. Это ампирное, предельно лапидарное прочтение темы Пантеона — в квадратном его варианте, но с тем же низким полусферическим куполом, нерасчлёненным, геометрически простым объёмом, почти без оконных проёмов. Столпы-колонны внутри имели спиральный рельеф, подобно колонне Траяна.
     
     ТРИДЦАТОЕ ЧИСЛО августа 1815 года было для Саратова очень памятным: в присутствии губернской администрации и преосвященного Афанасия, епископа Пензенского и Саратовского, а также при огромном стечении народа состоялась торжественная закладка соборного здания. Весь день звонили колокола городских церквей, а вечером устроена была великолепная иллюминация. В. П. Стасов не смог, как рассчитывали, лично наблюдать за строительством, поэтому общее руководство взял на себя В. И. Суранов. Так прошло почти десять лет. Наконец, к весне 1824 года сооружение было готово вчерне, оставалась только внутренняя отделка. Но 24 апреля в восемь часов утра, когда рабочие вышли к завтраку и сидели в отдалении от собора, кирпичный свод купола с железной кровлей обрушился внутрь, пробив своды. Люди были оглушены внезапным шумом и треском, однако никто, по счастью, не пострадал.
     Архитектор Григорий Петров, заменивший скончавшегося к тому моменту своего учителя Суранова, говорил, что так и должно было случиться — основания колонн слишком непрочны для подобного купола. В своё время на это не обратили внимания. А теперь пришлось заново ставить колонны, исправлять своды и купол устраивать деревянный. На доделку ушло ещё три года и немало дополнительных средств. Наконец, 28 марта 1826 года Александро-Невский собор освятили.
     Облик храма, смелый и красивый, производил огромное впечатление как на самих саратовцев, так и на гостей города. Вдоль всего карниза виднелись стилизованные бюсты ратников ополчения. Внутрь вели трое дверей — Южные, Северные и Западные. Стены были отделаны под мрамор, а живопись чередовалась со скульптурой и лепниной. Вообще, решение внутреннего пространства здесь в известной мере перекликалось с интерьером знаменитого Казанского собора в Санкт-Петербурге: это заметно и по конструкции перекрытий и колонн, и по размещению декоративного убранства. Главное же, оба храма служили мемориалом победоносным кампаниям 1812-1814 годов.
     
     В САМОМ КОНЦЕ 1828 года образовывается самостоятельная Саратовская епархия; назначенный епископом преосвященный Моисей проводит на Рождество Христово первое архиерейское богослужение в Александро-Невском соборе, который с того дня объявляется кафедральным. В народе его стали именовать Новым собором, а площадь, где он возвышался, официально назвали Соборной. Что касается Свято-Троицкого храма, то он с тех пор — Старый собор на Старо-Соборной, соответственно, площади.
      Спустя некоторое время Новой собор обрёл колокольню — отдельно стоящую постройку с классицистическими портиками по сторонам первого яруса. Проектировавший её губернский архитектор Г. В. Петров удачно сымитировал стасовский стиль, и две части храма составили редкостный по гармонии ансамбль. Среди почти сплошь низкой застройки центра собор стал господствующим и определяющим здешний пейзаж. Сияние креста на колокольне в лучах солнца было видно из Заволжской степи на расстоянии свыше 40 вёрст.
     В Александро-Невском соборе хранились знамёна Саратовских ополчений 1812 и 1855 годов, а также знамёна и штандарты полков, сформированных из уроженцев губернии и отличившихся в войнах с турками и персами. Здесь часто проходили различные торжества, скажем, наречение и хиротония во епископы; в нижнем храме погребали почивших иерархов. Нужно ли говорить, каким важным духовным и патриотическим центром был собор? И ни один дореволюционный путеводитель по Волге не выходил без посвящения собору достойного описания.
     
     РЕГУЛЯРНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ в соборе проводились вплоть до 1921 года, а дальше наступили смутные времена. Русская Православная Церковь переживала острейший кризис; возникшее в её недрах обновленчество ("Живая Церковь") крайне враждебно относилось к Святейшему патриарху Московскому и Всея Руси Тихону и призывало к тесному сотрудничеству с советской властью. В таких условиях Саргубисполком принял решение о передаче Александро-Невского кафедрального собора обновленцам, поскольку среди его прихожан они взяли перевес. Однако большинство верующих "Живую Церковь" отвергали, и обновленческие храмы практически пустовали.
     В 1929 году, под предлогом того, что собор якобы обветшал, а ремонт общиною не производится, было объявлено о закрытии прихода. На здание тем временем положил глаз расположенный неподалёку Институт сельского хозяйства и мелиорации. По ходатайству его директора и с согласия Областного музея краеведения, у которого храм числился на учёте, тут разместились подсобные помещения кафедры машиноведения. Затем бывшим Александро-Невским собором ненадолго завладело спортивное общество "Динамо", но оно не смогло его использовать, и в 1932-м бесценной постройке был вынесен окончательный приговор: её начали постепенно ломать.
     В дни Сталинградской битвы на остатках колокольни установили два зенитных орудия — Саратов часто подвергался налётам немецкой авиации. Снос руин собора был завершён в самом конце 40-х. Теперь на этом месте гордо высятся арена и трибуны стадиона "Динамо".
     
     ИТАК, ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ культовое сооружение ушло в небытиё. Впрочем, не совсем. Остался его фундамент, похоже, уцелели гробницы саратовских епископов где-то глубоко под трибунами. О былой славе храма опосредованно напоминает ограда городского сада Липки, окружающая в том числе Соборную площадь. Звенья этой решётки откованы в 1907 году на чугунолитейном заводе купчихи А. В. Чирихиной, а рисунок составил замечательный художник, мастер малых декоративных форм С. В. Чехонин. (Кстати, первоначальный бульвар из лип насадили здесь ещё в 1825-м.)
     Неудивительно поэтому, что время от времени в кругу местных ревнителей старины и духовенства возникает вопрос о воссоздании Александро-Невского собора. К дискуссии, естественно, подключаются печать и телевидение. До меня, когда я бываю в Саратове, тоже доходят отголоски этой "борьбы". Слышны возмущённые голоса противников — мол, безнравственно теперь отбирать у горожан любимый стадион и тратить огромные деньги на воссоздание храма, который всё равно уже не будет "тем самым". Сторонники утверждают, что стадион выглядит чужеродным элементом посреди исторического ландшафта и приводят в пример Москву, где возобновлённые памятники архитектуры и, прежде всего, храм Христа Спасителя, в глазах уже многих людей ничем не отличаются от "оригиналов".
     В принципе я тоже за восстановление саратовского собора. Только это должна быть очень грамотная работа, учитывающая и временную дистанцию, которая отделяет нас от поры 1812 года, и развитие ставшего уже гигантским города на двух берегах Волги.