Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 10, май, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Насущная необходимость обретения государством, наконец, прочной основы для хотя бы относительного национального единства имеет отношение и к современной литературе. Неоспоримо, что литература во все времена была действенным фактором актуальной идеологии. В принципе, каждый писатель, независимо от жанровой принадлежности, является активным выразителем интересов той или иной социальной группы (раньше сказали бы — того или иного класса). Советская реалистическая литература, если не воспринимать слишком всерьёз пресловутый термин "социалистический реализм", в сущности, являла собой органичную преемственность по отношению к русской классике. Проще говоря, советские писатели писали свои произведения языком русской классики, пользовались её же методами, и уже одно это обеспечивало советской литературе и массового читателя, который находил в книгах отражение своих насущных проблем и себя самого, и стабильную, освящённую многовековой традицией систему координат — эстетических, духовных, нравственных. Эта система координат органично соответствовала социалистической идеологии — с её декларируемым культом труда, благородства (в советском, духовном, а не генеалогическом смысле), высоких морально-нравственных ценностей, и т.д. Разумеется, далеко не все произведения советских писателей можно было бы назвать шедеврами по большому счёту. Но в целом действующий класс профессионалов — мастеров слова — вполне удовлетворительно выполнял важнейшую идеологическую функцию / миссию — выражал в художественной форме принципы социалистической идеологии. В постсоветское время в определённых кругах стало модно глумиться над идеологией вообще и над социалистической идеологией в особенности. Однако всё происходящее, как в России, так и в мире, неумолимо свидетельствует о том, что ни одно государство не в состоянии функционировать без идеологического обеспечения. Формы государственной идеологии могут быть различными, но необходимость в ней давно уже стала насущной для нашего государства. Во всяком случае, это признаётся всеми сколько-нибудь значительными мыслителями современности.
     "Свободный рынок" в его российском варианте, обоснованный продажными либеральными болтунами и штатными агентами западных идеологических ведомств, нанёс огромный ущерб не только государственной экономике, бросив её, по некоторым показателям, буквально во мрак средневековья, но и гражданскому самосознанию народа. В советское время для молодого гражданина было постыдным уклоняться от призыва в армию. Не секрет, что сегодня служба в армии — удел простого народа. Сама идея воинской службы как священного долга Отечеству дискредитирована безвозвратно (во всяком случае, в обозримом будущем). Образование, здравоохранение, педагогическая деятельность почти в законодательном порядке переместились в сферу "услуг". Политика из высокого призвания выродилась в борьбу за власть; борьбу, масштабы и формы которой порой вызывают смешанное чувство ужаса и омерзения...
     Литературного процесса в настоящем (советском) смысле сегодня не существует. То, что групповщина в современной литературе образовалась на основе материального интереса, вполне соответствует духу дикого капитализма. Уже многими, даже и вполне либеральными, литераторами открыто признаётся, что подавляющее большинство современных "престижных" премий суть симулякры, предназначенные для стабильного окормления того или иного круга литературных деятелей (зачастую, увы, не владеющих в необходимой степени русским языком). Что ж, им виднее, не будем спорить... Но тогда возникает вопрос: для чего существует эта выморочная индустрия кочующих по "шорт-" и "лонг-" листам произведений, которые, за редким исключением, остаются неизвестными широкому читателю, да и коммерчески (свободный рынок!) не окупаются? Кто содержит эти затратные структуры, и с какой целью?..
     Капитализм уничтожает человеческий дух. Стяжание материальных ценностей есть главный и единственный принцип капиталистической идеологии, какими бы фиговыми листочками "свободного творчества" она не прикрывала свою античеловеческую сущность.