Анатолий Герасименко __ ГИМН ГЕНИЮ
Московский литератор
 Номер 14, июль, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Анатолий Герасименко
ГИМН ГЕНИЮ

     
     Надежда ДЕЕВА. "Русский Гений" (роман в стихах). — Элиста, ЗАО НПП "Джангар". 2010.
     
     "Наш долг отстоять в русской памяти неискаженный героический облик настоящего Лермонтова: в его военном мундире, в его российском сиянии, с его безмерной личной свободой, с его неотступной мыслью о Боге. Еще нужнее для нас самих — на миг встряхнуться от будней и с гордостью вспомнить: что такое Россия!" (И.И.Тхоржевский)
     Книга по сути является литературоведческим исследованием жизни и творений великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Это одновременно и художественное произведение, написанное не только великолепным русским языком, но и в стихотворной форме. Редкая, возможно созданная впервые, форма изложения представленного труда. Несомненен творческий талант и писательское (поэтическое) мастерство автора. Четкость и ясность изложения. Живые образы, я бы сказал — лики поэта, его родных, близких настоящих друзей из литераторского и воинского окружения, и мрачные тени императора, двора, подлых завистников и, наконец, ненавистников-интриганов, осуществивших преступный акт убийства Гения. Попробую сказать о книге с позиций лермонтоведа.
     Несмотря на сравнительную краткость (всего десять коротких глав, из пяти частей, как бы "картин", каждая, восьми строчные вступление и послесловие) — стихотворный, технически почти безупречный, труд вместил огромный материал. Выполнен он добротно с предшествующим анализом известных сведений и освоением новых фактов, ставших известными сравнительно недавно, благодаря работам небольшой группы современных лермонтоведов, офицеров, архивных тружеников и краеведов (Д.А. Алексеева, В.И. Загорулько и др.). Книга оригинальна во всём. Особенно поражает и сразу приковывает внимание форма изложения тщательно продуманного и обработанного материала. Каждая глава начинается со строк скорбящей старости над прахом молодости. И далее в "картинах" — четырёх строчные строфы, развивающую тему. В первой:
     Любимый внук! Единственный! Рождённый
     Любимой дочкой, Машенькой родной!
     В гробу из Пятигорска привезённый…
     Убитый не людьми, но Сатаной.
     Затем в каждой главе следуют картины одна за другой от детства до гибели поэта с нарастающим драматизмом необычной, редкой, странной и страшной судьбы — Судьбы Поэта, значимость творений которого превосходит все мыслимые пределы, созданного до него и после…
     Ярко, талантливо написаны отдельные части глав, особенно отступление "Рыдай, Россия, родина страданий…" (3.5.65-69). Великолепна песнь нашему Отечеству. Думаю, она одна из лучших, если не лучшая, из созданного поэтами после Гения.
     Попытка проникновения в тайну тайн — дум поэта, изложенная в форме, возможно существовавшего его стихотворного дневника, не только чрезвычайно трудная, но и весьма деликатная затея. Однако автор провела её, как мне кажется, успешно и это делает ей честь (2.4.39-43). Согласен, трудно неподготовленному читателю воспринимать подобные вещи, но у тех, кто уже "освоил" поэта не по школьной программе, и стал кое-что понимать из его жизни и творчества, они вызовут восхищение!
     Близко к подлиннику переложено в стихотворную форму трагическое завещание Юрия Петровича, этой цельной, скорбящей, нежной, живой души несчастного любящего отца (6.2.119-123).
     Великолепно показано видение старшей годами А.М. Верещагиной значимости творчества поэта и ничтожества Монго на его фоне, её доброжелательность к Михаилу (4.2.76-79). Сущность (чёрная тень) Алексея Столыпина (Монго) верно раскрыта в следующей главе (5.1.93-96). Ненависть его к Михаилу была чудовищна. Тем, кто пишет о поэте, следует задуматься о его роли в убийстве Гения.
     Трагична любовь Александра Сергеевича и Натали (5.4.109-110), лирично и трепетно отражено восприятие и поддержка Натальей Николаевной Михаила Юрьевича (8.5.176-179). Зарождение их дружбы вновь прервал подлый выстрел!
     Прекрасно с совершенно новых позиций рассмотрены образы А.С. Грибоедова и К.Ф. Рылеева. Первый — в параллели с А.С. Пушкиным (3.4.64-65). Убийство двух Александров Сергеевичей было оплачено — царю алмазом персидского шаха за "Грибоеда", вдове второго — денежной дотацией царя и "выгодной" новой женитьбой!
     Кондратий Федорович — верующий в Бога человек, видящий необходимость развития порабощённой России, как республики, но без отрицания религии наших предков (6.5.132-136). Именно религиозность, а не революционность, как думают многие, роднит Кондрата и Михаила! К.Ф. Рылееву — судьбой с детства было предписано Всевышним — пострадать за Веру. То же и М.Ю. Лермонтову!
     За душу я молился ночью Богу.
     Молись и ты, но только не ропщи.
     Я выбрал сам кремнистую дорогу.
     Людей, виновных в этом, не ищи,
     — пишет жене Кондратий перед казнью. Читаешь эти строки, а видится Михаил. Безусловная удача автора!
     Разговор с С.А. Раевского с Поэтом (7.5-7.6 с.149-157) о философских проблемах и, в частности, о "Чаше жизни" вполне мог состояться. Это короткое весьма важное произведение в его философской лирике. Вот видение стиха Гения автором, вложенное в рассуждение самого Поэта: "Ведь мир — не хаос! А внутри системы/ Фатален выбор. Так считаю я" и далее "Мы сами мысли наши не рождаем/ Они приходят в разум наш извне/ Но мы за выбор жизнью отвечаем!" Не знаю, как другим, но мне кажется, что это верно.
     Талантливо описан сон Михаила в надуманном разговоре его с А.П. Шан-Гиреем, который был значительно моложе поэта и мог восприниматься им как мальчик. Тем не менее, он рассказывает ему о своём падении, как птицы "не с парой крыльев, а с одним крылом". И далее говорит: "Я теперь судимый… судимый Небом, дорогой Аким" (6.4.171-175). Здесь ведь речь идёт о пророческом гении Поэта, дорогой читатель.
     Блестяще выражена в книге защита Поэта от "смердящих" (5.4.105-110) — отповедь всем защитникам убийцы Гения. Одиозные типы восхваляют его как стихотворца, однако "мерзавец рифму лишь терзал"! Но выше случайного рифмоплёта подлый Соломонович не поднялся. (Всё выделено авт.):
     Стихи свои поэт не сочиняет,
     Он ими мыслит, ими говорит!
     А стихотворец, тот слова слагает,
     А рифмоплёт, тот рифмами смердит.
     В целом книга Н.Ю. Деевой воспринимается как Гимн Гению, временами с нотами Реквиема. И это правильно. Трагична — судьба Поэта. Но он был породнён с Небом. И его Бессмертие пришло к нему раньше, чем поразила смерть.
     Книга издана малым тиражом в 1 тыс. экз. в г.Элиста и практически недоступна читателям. Её целесообразно переиздать в разных центральных издательствах, возможно большими тиражами. Её воспитательное значение для молодёжи на фоне нынешнего бескультурья и деградации общества — трудно переоценить. Если не будем поддерживать такие книги, мы потеряем последнюю надежду на возрождение Отчизны, которую так любил Поэт.
     Книга полезна учащимся, преподавателям и всем, кому дорого имя гениального творца.