Владимир Артюх __ «Я РУССКОМУ СЛОВУ СЛУЖУ...»
Московский литератор
 Номер 16, август, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Владимир Артюх
«Я РУССКОМУ СЛОВУ СЛУЖУ...»

     
     Эдуард БАЛАШОВ, "Алатырь". Стихотворения. — М.,"Молодая гвардия", 2011 г. (Библиотека мировой поэзии "Золотой жираф")
     Вадим Кожинов в книге "Стихи и поэзия", вышедшей в 1980 году в издательстве "Советская Россия", размышляя о "тихой лирике", причислял к ней поэтов, родившихся в конце 20-х — в 30-е годы: Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Жигулина, Станислава Куняева, Анатолия Передреева, Алексея Прасолова, Василия Казанцева, Эдуарда Балашова. В этом ряду я, к своему стыду, ничего не знал о поэзии Эдуарда Балашова. Поэтический пробел решил сразу же заполнить. В том же 80-м году мне посчастливилось в магазине "Поэзия" приобрести "Страницы современной лирики", "…собрание стихотворений или, говоря высоким слогом, антологию" (В.В. Кожинов). Кстати, антология, составленная Вадимом Кожиновыми, имела ошеломляющий успех. Таким образом состоялось моё знакомство со стихами поэта.
     В антологию Вадим Кожинов включил двенадцать поэтов, двенадцать "апостолов современной русской лирики". Для тех, кто не имеет этой книги, перечисляю имена в том порядке, в котором они расположены: Алексей Прасолов, Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Глеб Горбовский, Станислав Куняев, Анатолий Передреев, Василий Казанцев, Алексей Решетов, Олег Чухонцев, Эдуард Балашов, Юрий Кузнецов. Тираж антологии составил семьдесят пят тысяч экземпляров. Сейчас её даже у букинистов днём с огнём не сыщешь. Эх, нам бы машину времени…
     Тогда же врезались навсегда в мою память стихи Эдуарда Балашова:
     
      Любовь даёт мне право быть слепым
      В глазах людей, не знающих об этом.
      Любовь даёт мне право быть поэтом
      И видеть то, что не дано иным.
     
     Время, к сожалению, безжалостно. Многих поэтов, кто приняли участие в книге, уже нет на нашей грешной земле. Немногие из той дюжины "тихой лирики" продолжают восхождение на вершину поэзии. Эдуард Балашов — один из тех поэтов, кто принял нелёгкую ношу своих ушедших товарищей и продолжает служить великому русскому слову.
     "Алатырь" — новая книга поэта. В неё вошли стихи, написанные в разные годы. Поэзия Эдуарда Балашова имеет особую энергетику. Само название говорит об этом. Алатырь — многозначное и энергоёмкое слово. И, чтобы понять смысл его, необходимо насытиться духом глубинных вековых традиций русского народа, надо иметь хотя бы мало-мальское представление о граде Китеже, о бел-горюч-камне, о русской тоске, печали, кручине. Другими словами, надо иметь представление о бездонных загадках русской души, о её непрестанной тоске, о собственном предназначении на родной земле, собственного представления о счастье, представление о первородной основе русского бытия.
     Бел-горюч-Алатырь — это символ духовного творения, духовного обновления, духовной опоры русского человека.
     Чтение книги "Алатырь" не из лёгких. Читателю предстоит всем своим духовным опытом пережить и выстрадать её содержание, воплощённое в стихах поэта.
     Тематический пласт книги традиционный: детство, война, любовь, стихи об отце и матери, о России, о Боге… Однако то, как образно воплощены эти и другие темы, как видит поэт, как мыслит, чувствует, переживает, — "не дано иным". Эдуард Балашов действительно видит то, что не видят другие. И эта одна из своеобразных особенностей книги "Алатырь", если не главная.
     Во "фрагментах творчества", предваряющих книгу, Эдуард Балашов пишет, цитируя А.С. Пушкина: "Мысль! великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом".
     К слову, Вадим Кожинов, говоря о поэтах "тихой лирики", утверждал, что они "стремились не просто "высказаться" о тех или иных проблемах, а пристально, ответственно и углублённо вглядеться в духовную жизнь личности и народа и воплотить её внутренний смысл и ценность в поэтическом слове". Эдуард Балашов имел непосредственное отношение к этому судьбоносному течению, в котором была заложена духовная основа современной русской лирики. И эта основа является духовным стержнем книги "Алатырь".
     Умение задавать вопросы и отвечать на них — две существенные разницы. "Кто виноват?" и "Что делать?" — примеры, не требующие комментариев. На эти вопросы до сих пор нет вразумительных ответов. И вряд ли когда-нибудь будут.
     Эдуард Балашов ставит вопрос иначе:
     
      Трава, деревья, люди,
      Надежды и мечты -
      И всё о том: что будет?
      И всё о том: кто ты?
     
      Кто ты? — ликуют ветки.
      Кто ты? — поют цветы.
      В широком шуме ветра:
      Кто ты? Кто ты? Кто ты?
     
      "Свободный ветер света…"
     
     Стихотворение, в котором четырежды звучит как вопрошание (А. Блок) "Кто ты?", по сути открывает книгу. К слову, и многократно звучит ответ, заставляющий задуматься, осмыслит себя в сегодняшнем мире. "Кто ты?" — это тот, кто любит свою Родину, мать и отца, русское слово, отчий дом, тот, кто преклоняется перед героическим прошлым своего народа. Россия — сердце Божье… Вот кто ты и твоя Родина!
     В поэзии Эдуарда Балашова мысль — эстетический концепт, входящий в систему его образов, в его поэтический стиль мышления. Вообще Эдуард Балашов, как никто другой из современных поэтов, регулярно использует этот приём. Есть у поэта и девятистрочное стихотворение, состоящее только из одних вопросов.
     Поэтике Эдуарда Балашова свойственна необыкновенно экспрессивная концентрация. Во многом она создаётся за счёт креативного содержания, где эмотивный контекст имеет определяющую роль в создании того, или иного образа:
     
      И дух мой с вечною сумой,
      Как нищий, просит откровенья.
      Без тени страха и сомненья:
      Молитва мысли — посох мой!
     
     "Молитва мысли" на грани откровения присутствует в стихотворениях "Артобстрел", "Мёртвая вода", "Очередь", "Дом", "Отцу", "К славе Руси", "Трудный год", "Воин", "Ноев сонет", "Не отвратись!", в цикле "Россия — Радость" и во многих других стихотворениях.
     Одним словом, есть над чем задуматься, есть что впитать в сознание, есть кому довериться потому что поэзия Эдуарда Балашова светоносная, её лучи проникают в глубины сердца и души, облагораживают. Благодать стихотворений поэта одухотворяет и вселяет надежду.
     
      Начало — это дом, откуда мы,
      Отечество, отчизна, храм отцовства.
      Не бойся тьмы, мой сын, смотри на солнце!
      И ты найдёшь во тьме: нас тьмы и тьмы.
     
      "Смотри на солнце!"
     
     Известно, что сказал Пушкин о Баратынском, а именно: "Он у нас оригинален, ибо мыслит". Я осмелюсь перефразировать фразу Александра Сергеевича: Эдуард Балашов мыслит так, как не дано иным, ибо ему дано право быть поэтом Божьей милостью.