Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 18, сентябрь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Недавно прошли две знаменательные, без преувеличения судьбоносные для новейшей истории России даты — двадцатилетие подавления "путча" в августе 1991-м и восемнадцатилетие расстрела из танков Верховного Совета Российской Федерации в 1993-м. Несмотря на то, что оба эти события отошли в прошлое и давно уже стали историей, они и по сей день являют собой ту невидимую линию, по которой оказалось расколотым наше общество. Значительная часть народа и по сей день отвергает (чаще пассивно, но вполне определённо) одиозные "завоевания" постсоветского периода — платное образование, платное здравоохранение, платное... вообще всё, за что можно взять плату. Казалось бы, за почти два десятилетия от момента окончательного свержения Советской власти и установления "демократических" порядков народ должен бы был давно уже ощутить прелести "свободного рынка", "свободы слова", и вообще преимущества "свободного" образа жизни от "несвободного". Но этого не произошло. Во всяком случае, в той мере, в какой это планировалось идеологическими вождями "демократических преобразований". Либеральные "эксперты" разного ранга и пошиба склонны усматривать в этом пережитки социалистического строя и (или) органическую неспособность российского (понимай: русского) человека вписаться в рамки американо-европейской цивилизационной модели. Эти причины приобретают ещё более злонамеренный характер, если учесть, какие усилия и средства были затрачены разного рода зарубежными "фондами" и специальными службами на то, чтобы приобщить Россию и её народ к ценностям западной цивилизации. Сегодня можно в очередной раз констатировать, что средства эти не то чтобы были затрачены совсем впустую, но не оправдали себя. Да, народ в значительной степени дезориентирован в мировоззренческом отношении, поставлен в зависимость от материальной стороны жизни, сконцентрирован на личном благополучии. На это работает огромный штат СМИ — десятки, сотни и тысячи хорошо оплачиваемых журналистов, наглых, невежественных, и, что более существенно, совершенно бессовестных. Каждый день, без выходных, с утра до вечера эта армия занимается "промывкой мозгов" народа России. Принцип "свободы слова", ради которого ломались копья во времена идеологического противостояния, реализуется ими тупо, агрессивно и беспощадно: беспредельный цинизм, презрение ко всем (кроме того, кто платит), нагромождение абсурда и, разумеется, пошлость как духовный и эстетический принцип... На это работает культ "золотого тельца", ставший в современной России почти официальным (культ "успешного человека")... На это работает, так или иначе, реформа образования, грозящая подменить настоящие знания их суррогатами, обрывками сведений... Да, всё это работает и приносит свои плоды, о чём здравомыслящие люди давно уже "бьют в колокола". При этом продолжает существовать фактор, являющийся подспудным, но весьма действенным противовесом вышеназванному. Этот фактор — советский человек. Человек долга. Человек традиционной морали. Человек устойчивых жизненных принципов. И т.д. Этот человек в лихие девяностые продолжал ходить на работу, годами не получая зарплаты и сохраняя ценой своего благополучия жизнеспособность страны. Этот человек своим личным примером, худо-бедно, пытался влиять на формирование своих детей, и, таким образом, сохранить преемственность поколений. Этот человек, не всегда проявляя достаточную гражданскую ответственность (за что он заплатил сполна), всё же не участвовал в том зле, которое совершалось в годы разрушения страны повсеместно... По всем этим пунктам могут быть вопросы, но в целом это так. И вот, этот человек постепенно уходит. Уходит естественным образом, тихо и незаметно. Кто останется на его месте?
     Сегодня уже и на высоком уровне начинают признавать негативные последствия разрушения Советского Союза. Можно считать это предвыборной риторикой, но сути это не меняет. Советский Союз, при всех изъянах его конструкции, был абсолютным и, как показывает время, по сей день не имеющим альтернативы благом для народов, входящих в него.