Юрий Богданов __ «В ПЕРЕКРЕСТЬЯХ СУДЬБЫ…»
Московский литератор
 Номер 18, сентябрь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Юрий Богданов
«В ПЕРЕКРЕСТЬЯХ СУДЬБЫ…»

     
     Инна МУХИНА. "На островах времени", Стихотворения. — Рязань. Издательство "Литера М" 2011 г.
     В новую свою книгу "На островах времени" поэтесса Инна Мухина включила лучшие произведения, написанные ею в конце ХХ- начале ХХI века. И надо сразу сказать, что здесь нет "проходных", "скороспелых" стихов, небрежной рифмы. Стихотворения отличаются чёткостью философской мыслью, необычным образным строем, внутренним композиционным содержанием, которое объединяет их в цельную книгу.
     Словно три острова, три раздела сборника: "Связь времён", "Заячий остров", "Крылья души". Каждый раздел тематически талантливо выстроен и как бы имеет свой климат, где постоянно присутствует душа поэта. Их связывают так же, как острова Санкт-Петербурга, "зеленоватые линии мостов, колоннады дворцов, гранитные набережные и каналы…", о которых в прозаическом стихотворении повествует поэтесса. Это скорее похоже на почти осязаемые нервы и мысли автора, которые проникают то в детские воспоминания, то в юношеское восприятие счастья первой любви, в красоту мира, уловимую только поэтом.
     В характере Инны Мухиной, на мой взгляд, присутствуют два начала: естественно, женское, характеризующееся тонкой и глубокой любовной лирикой, и второе — с "налётом" мужского, которое, скорее всего определило её мужскую профессию. Она металловед и металлург, кандидат технических наук, изобретатель, ведущий специалист в области авиационного материаловедения. Ею написано более 300 научных статей, получено более 35 патентов на изобретения. В стихотворении "Женщинам учёным" поэтесса сжимает, как пружину, своё кредо и, словно выстреливает: "О женщина, сильней И твёрже будь! / Ты выбрала Науки дерзкий путь…".
     Талант Инны Мухиной — это прочный и редкий сплав поэтического дара и высокого профессионализма в такой труднодоступной для женщины области деятельности. А прочность сплава должна выдержать перегрузки, похожие на перегрузки сверхзвуковых самолётов. Поэтесса хорошо знает и понимает изнутри задачи и сложности лётной профессии. Особенно близка ей авиационная группа высшего пилотажа "Русские витязи ХХI века". Это настоящие витязи-воины, способные не только осуществлять показательные выступления, но, если надо, защитить небо страны от врага. Им посвящены стихотворения "Российский рок-фестиваль и показательные выступления групп высшего пилотажа "Витязи" и "Стрижи", а также "Трагедия на показательных выступлениях лётчиков в День авиации-2009" — памяти командира пилотажной группы "Русские витязи" гвардии полковника Игоря Ткаченко.
     Думаю, что высокий патриотизм поэтессы является главной темой её жизни. Недаром стихотворением "Край былинный" книга открывается и даёт камертон всему глубинному творчеству автора. Тут же представлена в цвете картина Константина Васильева "Русский витязь". В книге смыкаются нравственный идеал национального духа былин ХI-ХП веков с нынешними витязями, отстаивающими честь своей державы.
     Стихотворения "Молитва Ярославны ХХI века", "Эта странность времён", "Прудик, ряскою заросший", "Земля моя", "Разнотравье", "Как беспощадно время к нам", "Уральский дневник" — лучшее подтверждение сказанного выше. Особенно проникновенно звучит стихотворение, посвящённое отцу, Юрию Мухину. Вроде в частном посвящении разворачивается целая картина ушедшей страны: "Мой отец исходил / Весь Уральский хребет…" и завещал дочери всю страну. Вот как заканчивается стихотворение: "…Может быть, потому / Меня манит Урал, / Что отец мой в наследство / Его завещал. / Слышу звоны тайги / Сквозь потоки времён. / В перекрестьях судьбы / Явь моя и мой сон".
     Болью за безвозвратно уходящее время, за то родное, близкое сердцу человека проникнуто стихотворение "Прудик, ряскою заросший":
     
     Прудик, ряскою заросший,
     Покосившийся плетень,
     Дом большой давно заброшен —
     Участь русских деревень.
     
     Хозяев давно нет: "Ветер сбил калитку набок, / Заходи, свободен вход. Хоть бы тропочка к окошку, / Дом-то крепок, молча ждёт…". Теплом пронизаны чувства автора к былому. С ним — утрачивается душевность человека, который становится всё жёстче, "свободнее" от простых житейских обязанностей, теряет преемственность, любовь к "малой родине", интерес к наследию предков. В заброшенном доме: "…А пока и днём, и ночью / И во сне, и наяву / Домовые лишь хохочут, / Топчут вечную траву". Без глубокой любви к родным местам, природе не может родиться поэтическое чувство. Вот как автор заканчивает стихотворение под названием "Рыжие стихи":
     
     Но есть в поэзии секрет —
     Поэт стиха не сложит,
     Когда в душе отчизны нет,
     Огонь гореть не может.
     
     Но мир всё также подвержен людским страданиям, смертям, вызванным войнами, которые "…возвращаются, хотим мы этого или нет". Вот как заканчивается стихотворение "Войны": "Мы, подавляя крик, / Детей своих хороним, / А войн преступных лик / Висит над полигоном". А в "Заморочки XXI века" заканчиваются такими словами: "…И прозревает тот, кто хочет / Средь недоверия и лжи".
     Раздел "Заячий остров", полностью посвящённый Санкт-Петербургу- Ленинграду, это не только проникновенный лирический дневник-признание в любви городу, с которым у поэтессы связаны самые светлые воспоминания, но и поэтический рассказ о судьбах людей, перенёсших фашистскую блокаду. Об этом стихотворения: "Ленинградский синдром", "Блокадное кольцо", "Вода в Неве студёная", "Так каждый ленинградец жил", "Ладожская дорога жизни", "День Победы на Невском". Эти стихи продолжают тему любви к Родине, сострадания к людям, пережившим тяжелейшие испытания. И вновь о городе с его несгибаемыми жителями в стихотворении "В холодных отблесках зари": "О, сколько пережили бед Его прекрасные лепнины! Моя блокадная семья, Моя Петровская Россия". Или вот апофеоз всему этому разделу в стихотворении "Петербург-Ленинград":
     
     С любовь снова я листаю
     Твои страницы — пусть звенят
     Твоей истории литавры,
     Мой Петербург, Мой Ленинград.
     
     Третий раздел книги — "Крылья души" — это глубокая, нежная любовная лирика. Вот как заканчивает автор стихотворение "О друг мой…": "…Что зря с тобой / Расстались мы, / А я — опять о нежности". И нежность во многих её проявлениях присутствует во всех стихах.
     
     Растворяюсь в тебе.
     Растворяюсь. Исчезаю
     И вновь являюсь.
     И гармония странная эта,
     Как забытое
     Чудо света.
      ("Растворяюсь в тебе…")
     
     Можно цитировать весь этот раздел книги, но закончу свой отзыв цитатой из стихотворения "Родная душа", она:
     
     Серебро не меняет
     На медь,
     Не продаст
     По корыстному дружбу.
     Рядом душу
     Такую иметь —
     Ничего тогда
     Больше не нужно.
     
     Надо сказать, что не только о высоком поэтическом мастерстве Инны Мухиной, но и её художественном вкусе. Книга с любовью проиллюстрирована картинами художников К. Васильева, Е. Анискина и М. Скребцовой.
     Надеюсь, стихотворный сборник "На островах времени" Инны Мухиной займёт достойное место в нашей современной русской литературе.