Иван Голубничий __ «ЕСЛИ Б СЕРДЦЕ МОЁ СТОЛЬКО ЛЕТ НЕ ЛЮБИЛО...»
Московский литератор
 Номер 20, октябрь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
«ЕСЛИ Б СЕРДЦЕ МОЁ СТОЛЬКО ЛЕТ НЕ ЛЮБИЛО...»

     
     Юрий РЫЧЕНКОВ, "В объятьях памяти", стихи. — М:, "У Никитских ворот", 2011.
     НЫНЕШНЕЕ ВРЕМЯ — время жёсткое, беспощадное, не позволяющее слишком долго предаваться чувствам, заставляющее людей не жить, а выживать, оно почти не оставляет места лирической ноте.
     Воинствующий материализм современности, перед которым былая материалистическая идеология кажется безобидным бытовым здравомыслием, ожесточает людские души и выхолащивает из них всякое живое чувство, предлагая взамен набор штампов из заморских кинофильмов и голые инстинкты, освобождённые от какой бы то ни было одухотворённости.
     Говорить о чувствах простым естественным языком сегодня стало как бы не совсем прилично, что ли — система ценностей, навязанная русскому человеку извне, не предусматривает искренности и возвышенности чувств. Не будет преувеличением сказать, что ирония, цинизм стали визитными карточками нынешнего времени, и все мы, более или менее осознанно, примирились с этим, как с неизбежным.
     Одно осталось — русская классическая литература, как неиссякаемый и священный источник духовной силы, позволяющей людям сохранить свою национальную сущность, очиститься душой, получить мощный заряд веры в жизнь, осознать себя как человека — образ Божий в этом мире. Русская поэзия, сохранившая своё первородство и укрепившаяся даже и в бесплодной, казалось бы, почве современности, продолжает жить и плодоносить, давая русскому миру непревзойдённые образцы национальной духовности и высокого мастерства, так необходимые сегодня, в годы торжествующего нигилизма и расшатывания национальных основ.
     Об одном из носителей яркого национального таланта это краткое слово.
     Поэт Юрий Рыченков в своём творчестве являет себя безусловным и несомненным сторонником русской классической школы поэтического мастерства. Столь бережно и трепетно несёт он своё дарование, что гармония русского слова в его стихах отсылает читателя напрямую к истокам национальной традиции.
     Его лирический дар проникновенен настолько, что находит путь к сердцу читателя, не используя звонкой риторики и высокопарных образов. В полной мере в его творчестве находит отражение принцип так называемого прямого стиля. Простые и, казалось бы, лишённые оттенков и полутонов слова оживают под его пером и становятся выразителями весьма тонких оттенков чувств, которые заставляют читателя сопереживать поэту и сопутствовать ему в его духовных исканиях и лирических переживаниях.
     Поэтический строй стиха Юрия Рыченкова очень строго организован и структурирован. Русский поэтический канон поэт воспринял настолько органично, что его преемственность по отношению к высокой классике ощущается даже по одной отдельно взятой сроке. Каждое стихотворение, с одной стороны, как будто "выдыхается" автором, а с другой стороны — чуткий читатель сразу же видит в нём признаки большой душевной работы.
     Явственно проступает сквозь ткань поэтического языка недюжинный жизненный опыт Юрия Рыченкова. Поэт знает цену слову, и слово платит ему благодарностью, живым откликом отзываясь в душе читателя...
     
     Если б сердце моё
     столько лет не любило,
     Я тебе б в эту пору стихов не писал.
     Не отыщешь слова, если сердце остыло,
     И не мил, и не в радость
     разбитый причал...
     
     На первый взгляд, стихи Юрия Рыченкова написаны преимущественно на любовную, лирическую тематику. Во всяком случае, это обстоятельство подчёркивается и названием книги, и заголовками циклов, её составляющих. Но мы знаем, что через любовную лирику неизбежно просвечивает и гражданская позиция поэта, и его мировоззренческие ориентиры. Юрий Рыченков в этом не является исключением. Любовь к Родине, будучи преломлённой через любовь к женщине, выступает с ней как одно единое, заставляя читателя понимать и чувствовать это. Слово лирического признания в стихах поэта звучит очень сдержанно, но сквозь эту сдержанность прорывается живая буря подлинного чувства. В полном соответствии с принципом прямого стиля стих льётся свободно, и его организованность в поэтические формы затеняется подлинностью темперамента и глубиной переживания.
     
     В природе русской тихой и задумчивой
     Есть нотки неразгаданной печали,
     Какая-то безмолвность,
     нежность, сумрачность,
     Безмерные блуждающие дали...
     
     <...>
     
     Душа вдруг затрепещет неосознанно,
     Короткой вспышкой полыхнёт зарница...
     На землю мягко ляжет небо звёздное,
     И ночь росой холодной прослезится.
     
     Философское содержание поэзии Юрия Рыченкова также выражается через нехитрые вроде бы обстоятельства человеческих взаимоотношений, выраженные на высоком уровне поэтического обобщения. Поэт заставляет слушать себя — и в то же время словно и сам прислушивается к тому, что говорит ему его собственный внутренний голос...
     
     Ах, Боже мой, ну, как же ты смеялась!
     Как, раскрасневшись, сбросила платок.
     В вечернем небе звёзды разгорались,
     И хлопьями на свет летел снежок...
     
     Уважаемый читатель! Книга русского поэта Юрия Рыченкова, которую вы держите в руках, есть яркое явление в современной русской поэзии.
     Лишённая какого бы то ни было конъюнктурного оттенка, она представляет собой концентрацию высокого вдохновения, поэтического мастерства и национального самосознания, выраженного в опосредованной через лирическое переживание форме. Стихи о любви говорят читателю и о любви, и в то же время о многом другом, о чём автор свидетельствует, возможно, сам того не замечая.
     Хронологически книга, разделённая на семь разделов, охватывает период с 1999 г по 2011 г. Таким образом, эволюция дарования поэта представлена в книге весьма подробно.
     Сегодня, когда традиционные ценности русской цивилизации подвергаются агрессивной атаке со стороны внешних космополитических сил, когда высокие традиции великой русской литературы подменяются в сознании народа псевдоценностями, когда русский народ по злой воле отрешается от своих истоков, книга Юрия Рыченкова, несомненно, станет одним из мощных и действенных факторов, противостоящих перечисленным тенденциям.
     Как и во все времена, поэт на Руси — мужественный и одновременно беззащитный защитник народа и выразитель его подлинных чаяний и устремлений.
     Настоящий патриот Отечества, Юрий Рыченков впитал в себя и живые соки национального духа, и заветы русских духовных учителей.
     Я уверен, что его книге суждена счастливая судьба. А ему самому можно пожелать творческих свершений и чуткого в русскому поэтическому слову читателя.