Александр Алиев __ ПОБРОДИТЬ ПО «ЛИПКАМ»
Московский литератор
 Номер 20, октябрь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ПОБРОДИТЬ ПО «ЛИПКАМ»

     
     Ах, Саратов, город славный,
     На реке стоит большой!
     Местная песня
     
     МЫ ЗНАЕМ, что для любого мало-мальски крупного населённого пункта, особенно современного, чрезвычайно необходимы "зелёные лёгкие" — парки, сады, скверы, бульвары... Это целые организмы, заключённые в городском пространстве, которые чутко относятся к своим гостям. Нежные души парков были свидетелями миллионов романтических свиданий, объяснений в любви, горьких слёз расставаний и столь милых сердцу детских игр. Саратов в этом плане не исключение.
     Правда, пока город располагался, главным образом, вдоль Волги, об устроении общественных садов не задумывались — считалось, что близость могучей реки и так охлаждает знойный летний воздух. Но вот к концу XVIII века саратовская застройка стала выходить за пределы крепостных сооружений: за ненадобностью стены и башни были разобраны, валы срыты, а рвы засыпаны. Граница города проходила теперь ломаной линией между современными улицами Радищева (Никольской) и Соборной. На этом пустынном окраинном месте при образовании Саратовской губернии наспех выстроили резиденции губернатора и вице-губернатора, а также здание для размещения губернских учреждений — присутствий. Сооружения все были деревянными, быстро обветшали и требовали замены.
     План Саратова 1803 года предусматривал уже создание здесь площади, которая, в отличие от уже существовавших торговых площадей (Гостиной и Хлебной), должна была стать административным центром. Архитектор Василий Суранов возводит большое и вместительное каменное здание Присутственных мест, а ещё через некоторое время появляется каменный же храм — кафедральный собор Святого благоверного князя Александра Невского, одно из самых красивых и оригинальных культовых сооружений не только в Саратове, но и во всей России. (Об истории собора читателям газеты мы уже, помнится, рассказывали.)
     Кубическое здание храма (колокольню добавили позднее) одиноко смотрелось посреди гигантской площади, названной Соборной, а посему отцы города надумали разбить вокруг бульвар. Вот как об этом записано в журнале Саратовской городской думы за 26 марта 1824 года: "Сего числа Дума, имея за рассуждение, что к украшению города нужным признать сделать на площади Александровского собора бульвар, насадить липок и сделать приличную огородку". Тем же летом на означенном участке мещанином М. Смирновым и крестьянином Н. Фёдоровым было высажено более тысячи молоденьких липок — их бережно спрятали за невысоким выкрашенным зелёной краской штакетником. Жившие в Саратове пленные французы вырыли семь прудов, а рядом запроектировали дорогу на манер шоссе.
     Лето следующего, 1825 года выдалось крайне засушливым. От Волги постоянно возили воду для полива из расчёта шести вёдер в неделю на каждое деревце. Дабы сохранить прижившиеся липки от людей и скота, был нанят отставной унтер-офицер с платой восемь рублей в месяц.
     
     ПЕРВОНАЧАЛЬНО сад назывался Александровским бульваром, потом Городским бульваром, теперешнее же всем хорошо знакомое название "Липки" впервые официально упоминается в 1876 году. По распоряжению городского головы Л. С. Масленникова тогда здесь было посажено около трёх тысяч деревьев и кустарников разных пород — клёнов, тополей, лип, берёз, рябин, акаций и сирени. Кроме того, привезли сосны, ели, орешник, калину. Стала действовать оранжерея для выращивания рассады и хранения зимою экзотических агав и эхеверий. В 1877-м высадили ещё несколько тысяч деревьев и акациевых и сиреневых кустов. Из окрестных лесов, Камышинского и Хвалынского уездов регулярно завозилась чёрная луговая земля. "В отношении растительности за последнее время бульвар значительно улучшился: вообще заметно, что в ботаническом отношении городской сад находится в руках опытного садовода", — отмечает газета "Саратовский листок" от 18 мая 1885 года. Однако там же указывалось, что "пыли на бульваре едва ли не больше, чем в самом городе, все аллеи покрыты таким слоем её, что свободно могут конкурировать с любой из самых неопрятных улиц Саратова". В саду даже возникли специальные павильоны для чистки одежды от пыли.
     Впрочем, к началу прошлого века все здешние недочёты практически устранили. Например, была подсыпана, выровнена и утрамбована главная аллея, обрезаны деревья, поменяны скамейки, и на смену керосиновому освещению пришло электрическое. Объявилась даже светящаяся электрореклама различных торговых фирм и с показом картин Третьяковской галереи. Но самое главное — территорию сада расширили до Никольской улицы и в 1908 году обнесли ажурной металлической оградой с воротами по четырём углам, выкованной Профессиональным обществом рабочих кузнечно-слесарного цеха в мастерских Александровского ремесленного училища. Эскизы сей великолепной решётки выполнил художник Сергей Чехонин, в затейливый цветочный орнамент включены изображения осетровых рыб, тех, каковыми так изобиловала прежде матушка-Волга...
     Эти самые "Липки" с их приобретённым благородным обликом описал в романе "Первые радости" уроженец Саратова, выдающийся писатель Константин Федин:
     "В городе был большой бульвар с двумя цветниками и с английским сквером, с павильоном, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и югурт. Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде, построенной в виде раковины. По воскресеньям в раковине играл полковой оркестр. Весь город ходил сюда гулять, все сословия, все возрасты. Только у каждого возраста и каждого сословия было своё время для посещения бульвара и своё место, приличное для одних и недопустимое для других. Бульвар назывался Липками и под этим именем входил в биографию любого горожанина, как бы велик или мал он ни был".
     Вторая часть фединской трилогии — "Необыкновенное лето" — вновь содержит упоминания сада:
     "Дом, в котором проживал Дорогомилов, стоял на одной из тихих улиц, примыкавших с Волги к городскому бульвару — Липкам".
     "Они проходили Липками, и Пастухов ничуть не раскаивался, что принял предложение — посидеть и выслушать предание об Арсении Романовиче".
     Городской управой были разработаны правила для посетителей сада, которые призывали "соблюдать приличие, ходить только по дорожкам, цветов и газонов не мять и не рвать, деревьев не ломать". Воспрещалось ломать и портить имущество сада — лавочки, беседки, изгороди и прочее. Взрослых обязывали следить за поведением детей. Пункт 4 правил гласил, что "никто не имеет права входить на бульвар с собаками, хотя бы таковые были в ошейниках и намордниках".
     
     В ОБЩЕМ, "Липки" превратились в одно из излюбленных мест отдыха саратовцев. И практически вся первая половина XX века прошла для парка без изменений. И лишь в 1942-м, когда город подвергался налётам немецкой авиации, над "Липками" открывали огонь две зенитки, установленные на остатках полуразобранного Александро-Невского собора.
     Моя здешняя знакомая рассказывала мне как-то о своих туманных детских воспоминаниях 50-х годов. Гуляя с отцом в "Липках" она увидела однажды памятник И. В. Сталину. Сей образ настолько чётко зафиксировался в её памяти, что дама до сих пор точно описывает фигуру в характерном кителе и с трубкой в руках. К сожалению, документального подтверждения существования таинственной статуи вождя обнаружить пока не удалось. Но нам-то хорошо ведомо, как тщательно стиралась эта личность из истории страны.
     Обстоятельная работа над благоустройством сада началась уже в 1960-х. Отслужившее своё деревянные построечки уступили место шахматному павильону и читальному залу. Появился новый летний кинотеатр дневного света. Посетители стали ходить по асфальтированным аллеям и наслаждаться прохладой двух фонтанов. Всех входящих через главные ворота встречал памятник Буревестнику революции Максиму Горькому с его бессмертным "Человек — это звучит гордо!" на постаменте. По левую руку шла главная аллея, которой пользовались тогда, в основном, пенсионеры и молодые мамаши с колясками, аллея с целой коллекцией гипсовых бюстов, стоявших с обеих сторон между скамьями. А так как "Пушкин — наше всё", то "Александр Сергеевич" и предварял движение по ней. Далее — русские и советские писатели (Крылов, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Добролюбов, Чехов, Маяковский, Николай Островский), композиторы (Глинка и Рубинштейн), учёные (Попов и Павлов). Нашлось даже местечко для изображения немецкого музыканта —Людвига ван Бетховена. Все пьедесталы также были декорированы цитатами классиков.
     Несмотря на крайнюю незамысловатость исполнения, данные бюсты несли определённую эстетическую и просветительскую функцию. Сюда, в числе прочего, экскурсоводы обязательно приводили туристов с теплоходов, курсировавших вверх и вниз по Волге. Местные острословы нарекли эту часть парка "аллеей умных голов". И вдруг, уже в конце 90-х, скульптуры неожиданно исчезли. Об их судьбе ходили разные слухи. Толковали, будто бы их забрали для реставрации, другие же утверждали, что памятники окончательно обветшали от времени и восстановлению не подлежали. По уточнённым данным, коллекция почти целиком перекочевала в парк пригородного посёлка Усть-Курдюм, где находятся элитные коттеджи многих богатых саратовцев. Почему перекочевала? В комитете по информации, анализу и общественным отношениям при мэрии Саратова объясняют: изваяния не числились (?) муниципальной собственностью и в последнее время постоянно страдали от атак хулиганов. Поселковая администрация нашла уцелевшие бюсты на складе саратовского горзеленхоза и привела в порядок. Жаль, конечно, что "Липки" лишились этой своеобразной достопримечательности. Но как есть.
      Место памятника Горькому занимает ныне огромный валун, на коем "надпись говорит", что вокруг именно парк "Липки", и заложен он в 1824 году. Да ещё новый бронзовый тонированный под серебро бюст А. С. Пушкина установили, но он на правой, "дальней" аллее.
     Обновлена детская площадка, украшенная теперь внушительными деревянными скульптурами медведей, мартышек, сов и попугаев. Заработал стеклянный фонтан "Глобус" и начали вечный отсчёт времени солнечные часы. Из относительно недавних достижений нужно отметить ювелирно сделанную диораму "Саратов — вчера, сегодня, завтра", пристроенную снаружи к ограде парка со стороны Соборной площади и изображающую виды города с набережной в конце XIX и конце XX века.
     
     ПОРАЗИТЕЛЬНО, но на весьма небольшой (около пяти гектаров) площади сада можно увидеть свыше пятидесяти видов деревьев и кустарников. Конечно же, липы как основной вид, бальзамические и пирамидальные тополя, конские каштаны, берёзы, грецкий орех, бархат амурский, белую акацию, черёмуху, рябину... Хвойные породы представлены несколькими породами елей. Из-за обилия сирени весною сад вместе со своими обитателями парит в её густо-лиловом ароматном облаке, которое сменяется пьянящим запахом пионов, роз, жасмина и лесных пришельцев — ландышей.
     А когда осенью бредёшь по усыпанным шуршащей листвой аллеям, среди ещё не полностью сбросивших с себя свой золотой и багряный убор деревьев, видишь в отдалении узорчатые завитки ограды, особенно остро ощущаешь дух старины.
     "Липки", повторим, невелики, а ныне и вовсе зажаты городской застройкой и не имеют свободных участков для обеспечения потребностей в отдыхе. От всё растущего числа посетителей сад спасает буферная зона — организованная пешеходная система улиц Немецкой (проспект Кирова) и Волжской, где наибольшая концентрация людей как в будни, так и в праздничные дни.
     ...За час до полуночи кованые ворота со всех четырёх углов закроют, и лишь тихий вздох парка на секунду прервёт ночное молчание. Ему тоже необходимо отдыхать.