Вл. Гусев __ И СНОВА О МОЛОДЁЖИ
Московский литератор
 Номер 20, октябрь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вл. Гусев
И СНОВА О МОЛОДЁЖИ

     
     Голоса самой молодёжи практически не слышно. Её или попросту не пускают подать голос, или не слушают, ибо "имена не те". А те, кого слушают, поют, как правило, не со своего голоса, а с голоса тех хитрых старших, которые стоят за ними, но не хотят раскрывать своих тылов и флангов. Иногда что-то и прорывается " в общество", но, как правило, обретает некие уродливые формы, вроде той же истории с мединститутом, где талантливые молодые страдали в пользу бездарных молодых, или истории с театром Любимова, в которую замешаны молодые актёры…
     Начнём опять с самых молодых. "ЕГЭ". Не отказываю себе в удовольствии писать это в кавычках. Но об этом уже говорено тысячи раз, в том числе и мною.
     Затем школьник с этим хилым багажом выходит в общество.
     Что же это за общество?
     Во-первых, общество, в котором нет молодых рабочих или они так ущемлены, что их не видно. Молодой шофёр, слесарь или станочник — ныне такое же редкое явление, как бобр в степи. Призывают дряхлых стариков, чтобы решать технические проблемы. Но и стариков не хватает, да и старики есть старики. В итоге — история с Саяно-Шушенской ГЭС, непрерывные аварии самолётов, тысячи автоаварий… Техникумов, ремесленных училищ практически нет, технологические "колледжи" — "типичное не то".
     Огромная проблема — безработица интеллигентной, особенно гуманитарной, молодёжи. Всякие премии, фонды, конференции и прочее такое не помогают, ибо они для избранных, а избранные чаще всего — вовсе не те, что надо. Вспоминается фильм "Игрушка". Журналист, обращённый в игрушку для сытого ребёнка, спрашивает своего журналистского шефа: "Что же творится?" "Мой ответ тебе один, — говорит шеф. — В Париже две тысячи безработных журналистов". Сам же этот шеф по команде богача, своего шефа, просто ради прихоти того публично снимает штаны.
     Естественно, "молодые специалисты", особенно, конечно, классные технари, физики, математики, медики, актёры и так далее, бегут за границу — или, если желают остаться патриотами, идут в дворники, сторожа и пожарные. Здесь даже не Париж.
     Особенно тяжка проблема с молодыми преподавателями. Часто им нет места. Но старших вроде не обвинишь: пенсии ничтожны, а у них дети внуки, племянники… порой тоже безработные…
     По роду своей профессиональной и общественной деятельности я сталкиваюсь ох и с многими такими ситуациями.
     Конечно, можно, как это нынче принято, сказать: надо, мол, рассматривать каждый конкретный случай и решать конкретно.
     Однако ж давно уже ясно, что "конкретно" не нарешаешься.
     И нужно думать об уровне исполнения, а не только об исполнении. Например, не только о тиражах (говоря о нашем деле). Тиражи — вопрос денег, но не качества. И вопрос падения уровня. "Иван Выжигин" Булгарина выдерживал тираж в 100 тысяч, а Пушкин — в три тысячи. Молодая конкуренция помогла бы и в этом…
     Недаром "цивилизованные страны", на которые мы так любим ссылаться, беря от них всё плохое и не беря ничего хорошего, — недаром эти страны печатают, например, Ле Карре для денег, а Кортасара — для престижа (издательства "Галлимар", "Грассе"). Чем не опыт для выдвижения молодых, но неизвестных? Не тиражных?..
     …А мы что делаем?
     …Исправлять "конкретное"?
     Да, не наисправляешься.
     Нужно исправлять систему.
     Надо уважать молодых и талантливых, а не болтать об этом на разных… "форумах".
     
     2 октября 2011.