Вл. Гусев __ ВПЕРЁД, К КЛАССИКЕ
Московский литератор
 Номер 21, октябрь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вл. Гусев
ВПЕРЁД, К КЛАССИКЕ

     
     Сознаю, что сам лозунг не всех устроит. Много раз за эти десятилетия призывали: "Вперёд, к Пушкину" и т.д. Это шло само собой, а "интересы молодёжи" шли сами собой. Постмодернизм, поп-арт, постпостмодернизм, структурализм, постструктурализм…
     Никто, собственно, не против этих "постов" и "попов". Кому надо, пусть занимаются этим.
     Но у нас в обществе, да, кажется, и во всём мире нынче повелось так, что если что-то нравится кому-то, то это обязательно надо навязать и всему миру. Даже если это лишь твоё мнение или мнение группы твоих сотоварищей.
     Короче говоря, приходится, наконец, вспомнить, что и молодёжь — разная; и той молодёжи, к которой я сейчас обращаюсь, не надо без конца извиняться, что ей нравится Чайковский, а, положим, не Шёнберг с соответствующей теорией музыки, принадлежащей Адорно. Или извиняться даже за то, что ей нравятся и тот и другой композиторы, т.е. извиняться, опять-таки, за Чайковского.
     Я это к тому, что сейчас "передовые страны", на которые мы так привыкли равняться, исподволь, а теперь уже и не исподволь, обратились как раз к большой классике, чего наши "пописты", кажется, даже и не заметили. Всё борются за новое ("Новаторы до Вержболова! Что ново здесь, то там не ново". Написано 100 лет назад).
     Между тем Метрополитен и Ковент Гарден уже давно и регулярно, и с огромным успехом, дают публике классику. Имена Моцарта и Бетховена, да и Чайковского на всём Западе не сходят с афиш. Какие аудитории (более чем стадионные!) собирали как втроём, так и порознь Паваротти, Доминго и Каррерас (а это чистая классика!), все вы видели сами…
     Наконец, наши тоже "спохватились" и затеяли, широко разрекламированный, конкурс "Опера" (практически сугубо классическая опера) для молодых исполнителей. Исполнители, надо сказать, да, молодые, но высококлассные. И битком набитые залы каждому аплодируют по 5, а то и по 10 минут. В жюри — Е.Образцова, Т.Синявская — наши, если можно так выразиться, заслуженные рыцарши высокого классического искусства оперы. (Есть, конечно, и другие члены жюри, но, понятно, особенно интересно мнение названных дам). И они не устают восторженно нахваливать молодых певцов, сплошь и рядом даже не зная, кому отдать предпочтение…
     Дорогие друзья!
     Я, повторяю, никого не трогаю.
     "Каждому своё".
     Я просто напоминаю, что высокая классика хороша не тем, что она классика, т.е. "старьё", а тем, что она — высокая.
     Что она (и музыка, и Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов…), после всех передряг двадцатого, да и ныне наступившего веков, вновь напоминает человеку, что он не только нечто, что жесточе и ниже животного (и нечего обижать животных!), хотя, знаем, есть и такие, — а что он имеет отношение именно к высокому, к таинственно-божественному…
     И человек вздыхает с облегчением.
     Вот для чего ему нынче нужна художественная классика.
     
     17 октября 2011.