Иван Голубничий __ «ПЕСНЯ–СЕРДЦУ ОСТРОВОК...»
Московский литератор
 Номер 24, декабрь, 2011 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
«ПЕСНЯ–СЕРДЦУ ОСТРОВОК...»

     
     Александр АДЭ, "Соло свирели в нотах соль", Книга стихов - Симферополь, 2010.
     В ПОЭТИЧЕСКОЙ КНИГЕ Александра Адэ "Соло свирели в нотах соль" отсутствуют привычные аннотация и биографическая справка, по которым читатель мог бы составить предварительное представление о личности автора, о вехах его творческого пути и, так сказать, литературном статусе.
     Что ж, так даже интереснее — получить впечатление о стихах, не замутнённое социальными условностями, основанное только на непосредственном восприятии поэтических текстов.
     Подчёркнуто красивое название и романтичное оформление обложки в какой-то степени играют роль эстетического ориентира, приготовления к чтению...
     Хотелось бы отметить в связи с этим, что оформление книг (особенно поэтических) в наше время является одним из самых слабых мест издательского процесса. В этом отношении книга А. Аде стала приятным исключением. Органичное использование картин известных художников (их имена перечислены в выходных данных) в данном случае оказывается более плодотворным, чем привычная уже постмодернистская компиляция шаблонов из Интернета. Композиция иллюстраций составлена сознательно, с глубоким внутренним смыслом. Предполагается, что эта оформительская работа убедительно обеспечена поэтическим содержанием книги. Остаётся только перевернуть титульный лист и приступить к чтению...
     Первое впечатление от прочитанного — это чувство удивительной, какой-то детской свежести поэтического восприятия мира А. Адэ.
     Чувство природы выражено в его стихах самыми незамысловатыми средствами. Поэт является сторонником традиционных форм стихосложения, что, в сочетании с ярким темпераментом, даёт очень убедительные результаты.
     Рифмы преимущественно точны, метафоры естественны, звукопись мелодична и, как правило, бесконфликтна. Логика поэтического мышления носит прямой характер, она лишена философского мудрствования и идёт прямыми путями.
     И в то же время в стихах А. Аде, в этой неподдельной красоте и ясности, есть глубина — глубина подлинного знания, которого не достичь трудами и начётничеством, но которое даётся человеку от рождения — вместе с талантом чувствовать звуки и сочетать слова...
     
     В час уюта, в миг ненастья,
     Чтоб согрел меня покой,
     Мне достаточно для счастья
     Звуков дудочки простой:
     
     И весна листвой заблещет,
     Словно в Божий благовест,
     И слезой любви трепещет
     Неба синего оркестр...
     "Откровение"
     
     Если говорить об эмоциональной стороне поэзии А. Адэ, то не будет преувеличением, с учётом вышесказанного, сравнить её с бунтующей стихией, не всегда удерживающейся в жёстких рамках традиции (хотя, повторимся, поэтическая манера А. Аде имеет однозначно традиционный характер).
     Тем не менее, привычные рамки стиха порой оказываются для поэта тесны, и его темперамент систематически выплёскивается за рамки стихотворного размера и фонетической умиротворённости.
     В его стихах часто встречаются аллюзии на реалии славянской дохристианской традиции, Античности, Востока и Запада, что, в сочетании с определённо русской фактурой, создаёт интересные, очень живые и трогательные образцы религиозно-философской лирики:
     
     Разливалось полной чашей
     Утро зорьки на листок.
     Быль, как сказка в песне нашей,
     Песня — сердцу островок.
     Лель — небесный Бог свирели —
     В сердце вздумал свет вдохнуть:
     Из ромашки создал Леля
     И отправил в добрый путь.
     "Рождение"
     
     Или:
     
     Здесь горы в мело
     диях Леля;
     Скворца иберийского трель,
     Игру, песни "горла оленя"
     Приветствуют март и апрель.
     
     Нас нежность цветка не погубит,
     Нам общих корней не порвать,
     И общие звёзды здесь, люди,
     Мы будем ещё зажигать.
     "На тропе оленя"
     
     Поэзия А. Адэ очень музыкальна, мелодична. И даже некоторый избыток пафоса в отдельных его стихотворениях воспринимается органично, как живое проявление души, стремящейся докричаться до общечеловеческого сознания.
     Музыкальность русского стиха, присущая ему изначально, в двадцатом веке была развита и филигранно отшлифована такими корифеями русского "Серебряного века", как К. Бальмонт, М. Кузмин, И. Северянин...
     Фонетические возможности русского стиха, казалось бы, были доведены до предела их естественных возможностей. Но жизнь убедительно показывает, что возможности русской поэтической традиции неисчерпаемы, и музыка русского слова продолжает звучать и переливаться всеми своими гранями, воплощённая в современном поэтическом слове.
     Стихия русской лирики остаётся неизбывным "всечеловечной" русской души, и пульс русской души наполняет вековые формы новым, актуальным содержанием... В поэзии А. Адэ мы видим яркое проявление этого вечного обновления.
     Чувство родной природы обычно характеризует поэта лучше, чем что-либо ещё — чем философские сентенции, любовные признания или мировоззренческие декларации. Вероятно, это потому, что именно в соприкосновении, в слиянии с родной природой ярче всего проявляется истинность дарования.
     Сегодня мы часто видим, как некоторые пытаются принизить значение чувства Родины в душе человека, в его существовании как личности. Но отними у человека его Родину — именно как природу, как часть земли, где он впервые открыл глаза и сделал первые шаги — и что останется от него? Бессмысленная, лишённая духовных ориентиров душа, тоскливо и неприкаянно блуждающая в потёмках земного мира...
     В стихах А. Адэ чувство родной природы раскрывается остро и пронзительно:
     
     Лесная тень в тенях тенистых,
     Дурманит душу дикий хмель,
     И в сонных сонмах трав душистых
     Царит медово-лунный шмель.
     И фиолетово-плечистый
     Июль, румяный, что апрель,
     Молчит. Небесно и пречисто
     Поёт лесных пичуг свирель.
     "Руссико"
     
     Философское начало выражено в стихах А. Адэ сдержанно и, опять же, через соприкосновение с Природой. В этом проявляется вышеназванная особенность его дарования — оно не следует чистым умозаключениям, а черпает мудрость у природы через созерцательность, через простые, порой обыденные вещи и категории. Нужно только внимательно прислушаться, вчитаться. И происходит чудо — вещи раскрываются смыслами и пробуждают душу:
     
     У водоёма... там, у водоёма,
     Где камыши и чуть рябит волна,
     Опять весна забылась в ветках клёна,
     И в тишине родимого окна.
     Молчит душа, внимая детским играм,
     Прижав глаза к зелёным рукавам
     Тех ив, где плачет птичьим тиглем
     Тепло приникший вечер к берегам.
     "Светлое"
     
     Книга Александра Адэ "Соло свирели в нотах соль" представляет собой цельное явление, характеризующее определённое направление в современной русской поэзии. Это направление не является магистральным, поскольку в "светских" (или "официальных") поэтических иерархиях сегодня царят иные приоритеты. Но для искреннего читателя, взыскующего душевного наполнения и поиска смыслов, эта книга окажется достойным собеседником.
     В стихах А. Аде читатель найдёт и красоту русского традиционного стиха, и творческое дерзновение, и полёт фантазии, и размышления о смысле бытия. Книга достаточно велика по объёму и даёт возможность судить о масштабе дарования в целом. При всех стилистических перехлёстах, эта книга отражает динамику развития современной русской поэзии, её своенравность и "беззаконность", её бескомпромиссное стремление к познанию вечной и окончательной Истины.