Александр Алиев __ ЧТО РАССКАЖЕТ ВЫБОРГ
Московский литератор
 Номер 01, январь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ЧТО РАССКАЖЕТ ВЫБОРГ

     
     Всё-таки необычный это город — Выборг. Вроде бы давно уже наш, российский, а, тем не менее, сохраняет иноземные, скандинавские черты. Семь веков истории, влияние нескольких национальных культур определили его уникальный архитектурный облик. Сохранившиеся средневековые постройки соседствуют здесь с  редкими по красоте зданиями в стиле "северного модерна". В другом же уголке города вам попадутся барочные и классицистические сооружения, возведённые после перехода Выборга от Швеции к России.
      
     ОбыЧно посещение Выборга совмещают с поездкой в Санкт-Петербург. Точно так поступили и ваш покорный слуга со своей спутницей. Добираться до бывшего шведского города далековато — лежит он на берегу Финского залива, но не там, где находятся знаменитейшие Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, а в северо-западной части Карельского перешейка. Расстояние от невской столицы — 130 километров. После некоторых размышлений ехать решили электричкой, это два с лишним часа пути. Железнодорожная магистраль пролегает по чрезвычайно живописной местности: за окнами вагона то и дело мелькают леса и озёра, а среди названий остановок попадаются порою экзотические для нашего уха — Каннельярви, Лейпясуо, Кархусуо... Да, да, мы едем по территории бывшей Выборгской губернии, входившей в состав автономного Великого княжества Финляндского.
     И вот, наконец, он — Выборг. "Единственный чисто европейский город в России". С острыми силуэтами домов, пустынными старыми улочками, тёмными и загадочными парками... Кстати, что это за название такое, "Выборг"? Историки вроде бы установили, что происходит оно от древнешведского Wiborg ("Святая крепость"). Впрочем, среди местных жителей ходит такое предание.
     Давным-давно, когда всё ещё было по-другому и закат был там, где сейчас восход, рыбы пели, а птицы молчали, жила большая черепаха — Вибори. Была она не просто большая, а непостижимо огромная, и когда, подобно иным существам, вышла из Мирового океана, была старше всех ровно на одну ночь.
     Черепаха обитала на обширном озере, которое позже поименовали Балтийским морем, а любимым её местом было именно то, где ныне находится Выборг. Долгое время всё текло спокойно, но однажды, откуда не возьмись, явился со зловещим треском Большой огонь. Вибори подползла к самой узкой части своего озера, и животные смогли перебраться по ней на безопасный берег. Большой огонь был в ярости, хотел броситься вослед, но не успел и рухнул в воду. Раздался страшный взрыв, черепаху сжало с двух сторон берегами. Она ничего не могла уже поделать и позвала хромого лосёнка Мури, который последним спасался от пламени. И сказала ему Вибори, чтобы он возвратил животных в их родные места, а чтобы было им где обосноваться, должен он наносить землю на панцирь черепахи.
     Мури так и сделал — созвал людей и животных. Люди основали поселение, названное Выборгом: "может, случайно, а может, и в память о мудрой черепахе Вибори. Если вы сомневаетесь, пройдитесь по городу, посмотрите, сколько в нём гранита, розового и со множеством щербин. Это и есть панцирь той самой Вибори".
      
     Официального понятия "Старый город" в Выборге не существует, но его вполне можно считать продолжением ряда "Вильнюс — Рига — Таллин". Улицы здесь, правда, прямые, зато узкие и глубокие настолько, что в них постоянно висит полумрак. Почти везде сохранились булыжные мостовые. На самой древней городской площади — Ратушной — перед зданием бывшего Исторического музея высится эффектный бронзовый памятник Торгильсу Кнутссону, шведскому маршалу, считающемуся основателем Выборга (1293 год). После установки на противоположном берегу Крепостного пролива монумента Петру I возникла оригинальная архитектурно-скульптурная композиция: взгляды фигур скрещиваются на их "яблоке раздора" —  Выборгском замке. Обе статуи в процессе своей истории демонтировались, более всего пострадал памятник Петру, дважды сброшенный с постамента финскими националистами.
     Замок. Именно сюда стремятся в первую очередь туристы. Ведь перед ними предстают отнюдь не развалины, пусть даже исторически ценные, а полностью сохранившийся комплекс на острове. Ещё раз повторю, подобной архитектурной достопримечательности в России больше нигде не встретишь. Замок выдержал несколько осад новгородских и московских войск, горел в пожарах, перестраивался и расширялся, но в целом не изменил свой облик. Цитадель по-прежнему грандиозна и производила бы сильное впечатление в любой стране Европы, даже в Англии и Франции.
     Войдя в замок, попадаешь как бы в маленький средневековый городок, над которым царит донжон — толстостенная квадратная в плане 48-метровая башня Святого Олафа. Подъём на её смотровую площадку — гвоздь программы (после прогулки по Верхнему, Нижнему и Кузнечному дворам и осмотра Краеведческого музея). До разрушительных пожаров в башне было семь этажей, соединявшихся между собою деревянными лестницами. При реставрации замка в 1890-х годах перекрытия не восстанавливали, а к смотровой площадке сделали металлическую винтовую лестницу.
     Наверху холодно и страшновато. Ветер с залива просто убийственный. Но уходить совершенно не хочется, так как видами, что открываются с донжона на старый Выборг, можно любоваться до бесконечности. Мы с моей спутницей стоим, прижавшись друг к другу, и вспоминаем ещё полу-были, полу-легенды, рассказанные нам музейными смотрителями.
      
     Жил когда-то в городе некий купец, родом из-под Пскова. Торговал мёдом, салом, мехами, и дела у него шли весьма успешно. Торговал он, торговал да  всё приговаривал: "Вот как хотите, а возьмёт царь Пётр Выборг. Готовится он к походу, силы собирает. Уже и крепость на Неве заложил. И товаров русских скоро здесь будет ещё больше! А до той поры я бороду сбривать не стану!" Сначала над купцом посмеивались, а потом бросили в темницу, дабы не сеял смуту. Но слово своё купец сдержал.
     Минуло два года, и в июне 1710-го Выборг пал. 15 числа на главной площади комендант и бургомистр вручили командующему русской армией и флотом генерал-адмиралу графу Ф. М. Апраксину крепостные ключи. Пётр I, естественно, присутствовал на церемонии, но скромно стоял в рядах лейб-гвардии Преображенского полка. Вдруг толпа расступилась, и вперёд вышел старец с преизрядной бородищей, намотанной на руку. Разгневанный Апраксин приказал было наказать старца за неповиновение царскому указу брить бороды. Однако тот попросил слова и рассказал свою историю. Пётр расцеловал отважного псковитянина и даже вручил серебряную медаль "За взятие Выборга". С той поры, где бы не появлялся купец, горожане почтительно кланялись ему, а воины отдавали честь "выборгской бороде".
     Существует документальное подтверждение случившегося — записки датского посланника при российском Дворе Юста Юля, — но был ли тот бородач действительно негоциантом, доподлинно неизвестно.
      
     Какой же средневековый замок без привидений? Похоже, водились они и в здешней цитадели. Во всяком случае, в так называемой "Матвеевой дыре" (отверстии Матти), подземном ходе XVI столетия, соединявшем Замковый остров и материковую часть города. В 1910 году по инициативе сотрудника Петербургского университета историка Николая Голомидова была предпринята попытка исследования этого хода. Далеко вглубь проникнуть тогда не удалось, так как тоннель находился в очень ветхом состоянии. Записи Голомидова содержат упоминания о таинственных знаках, обнаруженных на кирпичных стенах и своде, а также о силуэте какого-то существа, похожего на человека, при виде которого участники экспедиции испытали чувство безотчётного страха.
     В 1911-м подле "Матвеевой дыры" обнаружили тело охранника. Причина смерти — разрыв сердца. Кто или что напугало молодого и сильного мужчину, так и осталось загадкой. В 30-е же годы, когда в замке стоял финский гарнизон, вход в тоннель был замурован. Привидение, однако, не "унималось". Например, рыбак Микко Такканен утверждал, что однажды поздним зимним вечером заметил в бойницах донжона блуждающие отсветы огня, и сие не было похоже на факел или свечу — свет выглядел неестественно мертвенным и мерцающим.
     Более конкретными, как ни странно, выглядят свидетельства красноармейцев: в  1940 году, когда Выборг отошёл уже к Советскому Союзу, один из бойцов, стоявший на посту в замке, неожиданно открыл пальбу из винтовки. Прибывшему подкреплению он пояснил, что стрелял по фигуре в балахоне и с костяным лицом. После выстрелов фигура будто растворилась в воздухе. Никого постороннего, разумеется, обнаружено не было, а четыре патрона оказались израсходованными впустую...
     Сталкивались с призраком, говорят, и в конце 1960-х годов, и даже позже. Может, всё это суеверия, а может, сама несколько мрачноватая атмосфера замка иногда нагоняет страх. Впрочем, существование привидений, или призраков как проявления бесовских козней Церковью... не оспаривается. Так что хотите верьте — хотите нет.
      
     Итак, мы с моей спутницей подробно обозрели островную цитадель, пора было прогуляться по собственно Старому городу. Довольно крутая улица Водной Заставы ведёт к другому излюбленному туристическому объекту — Часовой башне. Часы тут действительно обретаются, и их мелодичные удары уже почти два столетия звучат над выборгскими кварталами. Однако изначально это была колокольня кафедрального собора Святой Марии, возведённого аж в 1491 году! Во время осады города войсками Петра I здание сильно пострадало от артиллерийского обстрела, но позже было восстановлено по специальному указанию царя. Правда, с той поры собор стал православным (во имя Рождества Христова). Губернский архитектор Иоганн Брокман надстроил колокольню третьим ярусом в стиле классицизма и разместил там набатный колокол, подаренный Выборгу императрицей Екатериной II. Вслед за тем появились и вышеупомянутые куранты.
     Собор, к сожалению, был полностью разрушен во время Зимней (Советско-финской) войны, и колокольня, переименованная в Часовую башню, одиноко стоит в окружении романтических руин. Музея как такового здесь нет, однако обитающий рядом с башней "хозяин" курантов (Юрий Вдовин, по основной своей профессии, смотритель маяков в Финском заливе и Сайменском канале, — благодаря Интернету  всероссийская знаменитость!) всегда готов за символическую плату пустить группу посетителей на самый верхний ярус. Отсюда старый Выборг тоже как на ладони, а вдобавок — панорама укреплений Анненкрон, похожая на чертёж, и панорама лесов, за коими, утверждают путеводители, можно разглядеть Финляндию, и панорама залива с бесчисленными шхерами...
     Кстати, сама Часовая башня — опытная "киноактриса". Вспомните хотя бы фильм "Земля Санникова", тот эпизод, когда герой Олега Даля карабкается по отвесной стене. Именно на Часовой башне и снималось!
      
     Время, между тем, клонилось к вечеру, да и погода начала хмуриться. Надо было возвращаться на вокзал, чтобы успеть к обратной электричке в Петербург. Напоследок мы решили посмотреть на недавно воссозданный памятник Микаэлю Агриколе. Сей выдающийся религиозный деятель, создатель финской письменности и литературы в юности обучался в Выборге, здесь же был и погребён, вероятно, в соборе Святой Марии (Старом). Бронзовый поясной бюст Агриколы (работы скульптора Э. Викстрёма) воздвигли в 1908 году возле Нового кафедрального собора, почему его ещё называли Агрикольской церковью.
     Храма этого тоже теперь не существует, а памятник был снят финнами в 1940-м с целью эвакуации, а затем таинственно исчез. Копия стоит в другом месте — в скверике у единственной сохранившейся в Выборге лютеранской церкви Святых Петра и Павла.
      
     ...Под мелким дождиком дошагали мы до вокзала. Конечно, многое ещё в этом чудесном городе осталось не увиденным. Парк Монрепо хотя бы. А, значит, до новых встреч, Выборг!