Надежда Ступина
ИДЕЯ КРАСОТЫ
|
Евгений ЯНОЧКИН, "Отголоски". — М.: ООО "ПолиграфМастер", 2010.
Особенность поэтической книги Евгения Яночкина "Отголоски" в том, что с первых страниц автор светло и доверчиво открывает читателю свой неоднозначный внутренний мир неутолимых восторгов и досадных непониманий, расшатывающих смятений и созидающих откровений — мир, который находит "отголоски" — отзвуки в читательской душе, затрагивая, может, лучшие её струны. Сборник небольшой, но вместил сочинения, созданные на протяжении более трёх десятков лет, и творческий путь поэта просматривается как "линия жизни".
Стихи семидесятых — это романтичные зарисовки мечтательной юности. Евгений "нащупывал" свои темы, свой индивидуальный стиль. Главным мотивом жизнетворчества стало осознание неизбежности личной судьбы как "странствия по шару Земному" с последующим отражением в Слове встреченных на пути неординарных явлений и неизбежных испытаний. Ранние стихи воспевают волны, "штили и штормы", "рифы и мели", дельфинов и акул, путешествие на таинственный неизвестный остров. Корабль "с надеждой упорной" ведёт капитан. Образ капитана — мальчишеский идеал.
Команды отдаст капитан бывалый,
И солнце осветит нам путь.
Мы будем учиться у тех, кто плавал.
Как в жизни увидеть суть.
Что может быть серьёзнее намеченной цели: обрести Знание, чтобы пришло Зрение — как увидеть. Задуманное поэтом-мечтателем воплощалось в реальной жизни, и создавались новые более зрелые в духовном отношении стихотворения, рождались свои заповеди.
Пред тобою — стихи и дорога,
Но вокруг настоящая жизнь.
Ты с любимой простись у порога,
Незнакомой в пути улыбнись.
Станешь лучше — не помни об этом,
Будешь первым — гордиться не смей.
Верь в себя, принимая советы.
Быть беспечным, но мудрым умей.
В восьмидесятые годы в биографической "истории и географии" Евгения Яночкина появляются страницы, заполненные романтикой и изнуряющими походами во время геологических экспедиций. "Я видел Россию" — об этом поэт говорит с гордостью. Он проходил по её земле, выполняя трудную мужскую работу вместе со своими товарищами. При всей сложности выбранных маршрутов ("тяжкая радость дороги") поэт, вспоминая о них, создаёт притягательный образ сильного, цельного человека, не желающего "растратить на поиск уютца" свои природные силы. Его лирический герой готовит себя к жёстким испытаниям, бережёт чистоту сердца и помыслов для труда, любви, поэзии. Он преодолевает косность и обыденность, не желая изменять своей мечте, идеалам и моральным принципам.
Содержи своё сердце в полёте,
Встань над ленью, гульбой и борьбой.
Ты на этой земле — на работе.
Будь собой!
"Я — бродяга и герой". Бродяга, потому что, только пройдя дорогу, можно обрести Путь. Герой, потому что из тех, про которых сказано: "Дорогу осилит идущий".
— Ну, присядь, отдохни, —
сосны шепчут упрямо и глухо,
Только мы всё идём.
Нам маршрут этот надо пройти.
Шум тайги, рёв реки
неприятен для нежного слуха,
Но всё кажется мне:
с этой музыкой нам по пути.
В минуты отдыха и наблюдений-созерцаний поэт примечает "откровенность снега первого" и поёт ему, как другу, восхищенную песню ("Первый снег"). Его друзьями становятся также лето "в сарафане цветов", костёр и "случайный ветерок", который "превратится в ветер", "Предутренняя Свежесть", "Его величество Рассвет"… Так рождается чудесная пейзажная лирика.
У того, кто не только грезит о великих свершениях, но и в действительности их совершает, не может не быть Возлюбленной. Она — единственная, она Мадонна, она духовный свет. Отношение к ней возвышенное. Настоящий поэт не может не верить в любовь. Свою веру Евгений Яночкин вложил в стихи-откровения "Любовь", "Сказка", "Женщина", "Идиллия", "Маленькое чудо". Читая их, соглашаешься, что любовь — "миг сокровенного творчества: сотворения нашей души", и складывается она из "маленьких" чудес, вырастая в великое чудо.
Об одном сейчас тебя прошу:
Пусть твой взгляд беду свою расскажет.
Я в ладонях боль свою держу.
Положи и ты свою туда же.
Ощутив, как много мне дано,
Стану я от этого сильнее
И две боли, слитые в одно,
На ветру дыханьем отогрею.
Ты не бойся, я не уроню…
Словно что-то тёплое, живое,
Я тебе назад их отдаю,
Ставшие вдруг радостью одною.
Любить — значит верить в красоту: красоту праздничных встреч и серых будней, хриплых ветров и горячих костров, красоту мира, который "не ведает фальши". Своё честное пространство герой Евгения Яночкина создаёт сам — мир жизни-борьбы и отдушины-поэзии. Вдали от мещанских мелких интересов в "дорожной судьбе" случаются философские минуты. Наедине с первозданной природой отчётливо понимаются непреходящие истины:
……………………………..
Здесь душе открываются тайны
Бытия:
Ощущенье того, что ты нужен,
Что ты честен и, видимо, прав…
Шум дождя… Заработанный ужин…
Запах трав…
Стихи 90-х — 2000-х годов — это поэзия вдохновенного мастера: вопросы вечные — ответы свои из пережитого и передуманного.
Память души о вечности
Женственна и нема.
Рвётся к сиянию Млечности
Тихий восторг ума.
Жду, как радист у рации,
В дерзости и в тиши:
Вышлет мне иллюстрации
Книга моей души.
Кстати об иллюстрациях. Книга "Отголоски" оформлена графическими рисунками автора. Они настраивают философски осмыслить содержание произведений. Изображения порой походят на интеллектуальные ребусы с неожиданными надписями и деталями — читателю предлагается их разгадать.
Не обходит поэт и тему Творца. От Него все художники получают в дар то, что именуется талантом. Для Евгения Яночкина очевиден Промысел Создателя о нас, людях, ибо мы его творение. Только, может, Высший смысл отрывается не всем, а тем, кто верит в счастье и принимает идею красоты.
Весна. Слепая жажда странствий.
Идея Красоты.
Творца — Создателя Пространства —
Приоткрываются черты:
В мерцанье россыпи созвездий,
В бодрящем звуке хруста льда…
А в полдень мёртвый страх возмездий
Смывает талая вода.
И верится: даны для счастья
Все воплощения Его.
И нет, не делится на части
Природы нашей естество.
Здесь лишь соблазн для лицемера:
То — в храм, а это — про запас…
Но есть одна на свете Мера.
Всё ещё верящая в нас…
Книга получилась разнообразной не только по тематике, но и по стихотворной форме. Наряду с лаконичными четверостишиями, восьмистишиями есть более развёрнутые сочинения, венчает сборник лиро-эпическая поэма (повесть в стихах) "Афродита гор или романс о работе". При всём при этом неукоснительно соблюдается главный художественный принцип — закон соразмерности. Поэзия Евгения Яночкина гармонична и музыкальна. Некоторые стихи, специально отмеченные в сборнике, положены на музыку. Преобладающая интонация — исповедальная, где живёт искренность. Искренность, которой дышит красота и без которой немыслим истинный талант.
|
|