Вадим Сикорский __ «МОЙ ДИВНЫЙ КРАЙ!..»
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вадим Сикорский
«МОЙ ДИВНЫЙ КРАЙ!..»

     
     Марина НОВИКОВА. "Малиновый звон". — Рязань: "Литера М", 2012.
     ТВОРЧЕСКАЯ И ЖИЗНЕННАЯ биография молодой поэтессы Марины Новиковой невелика, так как лет ей совсем ещё не много. Но она уже успела получить два высших образования по значимым для страны специальностям. Да и работает она с ранней молодости в серьёзных государственных учреждениях.
     Ей было некогда рекламировать себя в печати, стремиться выставить напоказ всё своё творчество. Однако её стихи появлялись в альманахе "Протуберанцы", журнале "Российский колокол", газете "Московский литератор".
     Она активно участвовала в литературном конкурсе "Галерея избранных стихотворений" и награждена дипломами имени Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, О.Э. Мандельштама.
     Была принята в члены Союза писателей России.
     Любовь Марины Новиковой к русской классической поэзии четко просматривается во второй книге стихов "Малиновый звон", о которой и пойдёт речь в этой рецензии.
     В первую очередь, поэтессу привлекают картины природы. Через них она стремится показать читателю не только красоту дорогой её сердцу России, но и как-то по-своему, философски осмыслить свою принадлежность к малой родине, без которой творческий человек не мыслит своего существования на Земле.
     Оригинально исполнено стихотворение "Мои поля можайские". Каждая строфа (а их всего тринадцать) начинается строкой "Мои поля…" то бескрайние, то великие, то родимые. Через этот образ поэтесса постаралась показать красоту малой родины, которую она чувствует всем сердцем: "Молитвой люда русского — Намоленный мой край…" и далее "Мои поля пшеничные — / Не площади столичные, / Полоска леса узкая /И свежий каравай".
     И ещё одна строфа:
     
     Мои поля, воспетые
     Уж многими поэтами,
     Но на бумагу просится
     Ещё одна строка.
     
     Здесь явно слышится некрасовская интонация. Но разве это плохо? Нет, конечно. Традиции русской поэзии продолжают наши молодые поэты.
     Марина Новикова — тонкий лирик. В её стихах, почти прозрачных, ощущается дыхание ветра, солнечного света и в то же время природа очеловечивается через людские образы:
     
     Не ветер взметнулся порывом
     И дождь не добавил басы —
     Лишь только колосья на жниве
     Опять улыбнулись в усы.
      ("Радуга")
     
     В стихотворении "До луны не дотянуться" такая же близкая автору образная структура, которая уже позволяет узнавать стилистику Марины Новиковой:
     Словно ожили просторы,
     Звёзды льют волшебный свет,
     Слышу птичьи разговоры,
     Вижу леса силуэт.
     
     Это естественное общение поэтессы с природой не останавливает читательский взгляд на заумных образах, неологизмах, делает лёгким восприятие стихотворений.
     Любовь к родному краю, природе воспитывает самые лучшие чувства в человеке.
     Здесь необходимо сказать, что поэтесса остро воспринимает связь времён через образы самых близких своих родных. Это стихи о бабушке и о дедушке.
     И пусть они разнятся по характеру, но то глубокое проникновение в судьбы близких родственников даёт широкую картину того времени, не подлежащего осуждению даже в литературном произведении.
     Вот пример из стихотворения, посвященного "Светлой памяти моего дедушки, Новикова Николая Дангиловича":
     
     Я помню, как громко и строго,
     Пуская колечками дым,
     "На свете нет Господа Бога!" —
     Всегда мне мой дед говорил.
     
     И как он всегда, заполняя
     Анкеты какой-нибудь лист,
     В графе "вера" он без печали
     Писал крупно, что атеист.
     
     В этом стихотворении идёт спор автора со своим дедушкой. Каждый отстаивает свою позицию.
     Убеждённый атеист, не "сломлен" никакими доводами внучки, продолжает: "Я помню, как сносили храмы, / Лампадки били о каблук, / Научный коммунизм упрямо / В основу ставили наук".
     Но жизнь человека не вечна. И вспоминая дедушку, Марина Новикова ненавязчиво, без ложного пафоса утверждает свою позицию в отношении веры:
     
     О Боге тут я умолчу —
     Ты связан с партией судьбой —
     Но всё ж поставлю я свечу,
     Родной мой дед, за упокой.
     
     Совершено иное чувство автора к бабушке: "Затерялся домишко во мгле, / Окружённый резным частоколом, / Вновь туманы ползут по земле, / Снова ветер поёт своё соло". Чувство спокойствия, умиротворённости исходит от любимой бабушки, которое дополняется картиной ночной природы:
     
     А в окне всё горит огонёк,
     Пляшут тени. Листает страницы
     Моя бабушка, и мотылёк
     Снова в стёкла тихонько стучится.
     Моя милая, ты не грусти…
      (Моей бабушке)
     
     Эта сложная связь прошедшего и настоящего времён соединена поэтессой через такие разные образы и характеры своих незабываемых предков. Они отражают сложность противоречий разных поколений страны, исповедующих каждый свою веру.
     И всё же Марина Новикова заканчивает свою книгу главной темой своего творчества:
     
     Разливался малиновый звон,
     Золотился малиновый день,
     И закат был весной опьянён,
     От берёз шла далёкая тень.
     
     Дивный край мой!..
     …………………….
     Гром звенел — будто посохом Божьим…
     
      (Малиновый звон)
     
     Новая книга Марины Новиковой — это начало большого творческого пути. Здесь могут встретиться различные препятствия, но мне верится, что молодая, целеустремлённая поэтесса справится с любыми трудностями.
     Хочется пожелать ей новых книг, которые займут достойное место в нашей литературе.