Игорь Гафуров __ ВСПОМИНАЯ ПУШКИНА
Московский литератор
 Номер 04, февраль, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Игорь Гафуров
ВСПОМИНАЯ ПУШКИНА

     
     В ЯНВАРЕ исполнилось 175 лет, как не стало Пушкина. С той поры его великое духовное наследие стало объектом пристального изучения, как в нашей стране, так и за рубежом. Актуальность и востребованность великого поэта особенно ощутимы в наше время. Время сложное, связанное с социально-экономическими переменами, упадком морали и нравственности, ставшими серьёзным тормозом в развитии страны и её государственного обустройства.
     Ответ на эти и многие другие вопросы мы находим у Пушкина. Его произведения, его суждения об истории государства, развитии общественной мысли и социальных отношениях убедительно свидетельствуют о громадном влиянии Пушкина на российскую культуру сегодняшнего дня.
      Неоспоримой и признанной заслугой Пушкина является предложенный инструмент такого влияния. Им стал созданный поэтом литературный язык. Язык яркий и образный, а также великолепный стих, которые вместе, по мнению Даниила Андреева, "дали решительный толчок процессу развития всенародной любви к языку, к слову, к стиху, к самой культуре языка, как основного средства человеческого общения". Всё это сохраняет за Пушкиным высокую роль своеобразного барометра, по состоянию которого судят об отношении общества к культуре и в определённой мере о его отношении к происходящим в нём переменам.
     Так в 20-30 годы прошлого столетия государство, решая сложнейшие задачи хозяйственного строительства, приоритетное внимание уделяло созданию в стране единого культурного пространства, одним из ярких векторов которого являлось пушкиноведение. Сказанное убедительно подтверждается на примере Республики Дагестан в то время, когда в её аулах и районах ускоренными темпами внедрялась радиосвязь, строились школы, клубы, библиотеки, в работе которых наряду с другими классиками видное место занимала пушкинская тематика.
     Первые учителя — истинные герои тех лет на языке Пушкина формировали у людей высокую духовность. Она успешно прививалась на благодатной почве, овеянной замечательными горскими традициями, благодаря чему Дагестан добился впечатляющих успехов в экономическом и социальном развитии. Всё это в дальнейшем нашло отражение в крылатых словах Расула Гамзатова, сказанных им на одном из юбилеев: "Нас покорила не Ермоловская Русь, нас покорила Пушкинская Русь".
     Аналогичные процессы происходили во всех национальных республиках страны, что способствовало укреплению дружбы её народов, были решающим фактором в победе над фашизмом, последующем динамичном развитии страны и общества.
     Благодарные потомки с любовью увековечили память великого поэта. Многие школы, улицы, площади, театры и библиотеки названых его именем. В этом выражается людская благодарность человеку, чей разум сформулировал незабываемые строки: "Живу, пишу не для похвал,/ Но я бы, кажется, желал,/ Чтоб обо мне, как верный друг,/ Напомнил хоть единый звук".
     
     В СВОЁ ВРЕМЯ В. О. Ключевский справедливо заметил, что о Пушкине можно говорить много, но никогда не скажешь всё, что хочешь сказать. В этой связи хочется остановиться на одной удивительной особенности его творчества, на которую обращают внимание многие исследователи. При всей кажущейся лёгкости и доступности произведений Пушкина полное их понимание приходит к нам спустя годы после неоднократного прочтения. Отсюда у каждого свой Пушкин, у каждого своя любовь к нему. Потому так трудно дать однозначный ответ на основной волнующий вопрос — за что мы любим произведения Пушкина, вновь и вновь обращаемся к ним?
     Конечно, ответ можно найти у самого поэта в чудесном четверостишии, которое мы знаем со школьной скамьи: "И долго буду тем любезен я народу,/ Что чувства добрые я лирой пробуждал,/ Что в мой жестокий век восславил я свободу, /И милость к падшим призывал". Своё мнение по этому вопросу высказали и высказывают многие известные литераторы, учёные, композиторы, художники, имеющие непосредственное отношение к творчеству поэта.
     Так, драматург А. Н. Островский отмечал: "через Пушкина умнеет всё, что может поумнеть, от общения с ним возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства".
     Писателю М. М. Пришвину произведения Пушкина позволили увидеть "утверждение мира в гармонической простоте" и через это по-новому взглянуть на свою родину и свою жизнь.
     Известный пушкиновед Ю. М. Лотман видел замечательную способность Пушкина находиться, благодаря созданной своеобразной структуре своих произведений, в постоянном диалоге с читателем и отвечать на волнующие его вопросы.
     Приведённого достаточно, чтобы сделать некоторое обобщение. По-видимому, главное в произведениях Пушкина состоит в том, что все они проникнуты высокой духовностью и стремлением к общечеловеческим идеалам, потому вызывают у людей всех поколений светлое чувство любви к окружающему миру и связанное с ним желание обустроить этот мир в лучшую сторону. Примером может служить повесть "Капитанская дочка" насквозь проникнутая темой любви к человеку, Родине, её истории, природе. Запомнились в связи с этим слова одного из иерархов православной церкви. Он отметил, что в этом произведении не упоминается слово Бог, но по своей морали и нравственности оно божественно. Сказанное можно отнести к большинству произведений Пушкина, каждое из которых окрашено особым пушкинским оптимизмом и жизнелюбием, может дать ответы на те или иные проблемы, волнующие нас в сегодняшней жизни. Может, потому сам Пушкин так современен и близок нам.
     Взять, например, тему патриотизма, войны и мира, которая наиболее художественно представлена в известном стихотворении "Клеветникам России". Эти стихи были обращены к депутатам французского парламента, призывавшим к вмешательству в русско-польские военные действия. Пушкин даёт им блистательный ответ: "Вы грозны на словах — попробуйте на деле!.. Иль нам с Европой спорить ново? / Иль русский от побед отвык?.."
     Как эти строки созвучны тем событиям, которые несколько лет назад произошли в Грузии и Южной Осетии и реакции на них некоторых Европейских стран. И как они поучительны сегодня, когда некоторые недальновидные политики затевают возню около границ России, пытаясь разместить там свои ПРО.
     Отвечают современным взглядам об укреплении российской государственности его суждения о государственном обустройстве страны, сделанные на примере царствования Петра I и Екатерины II, частично отражённые в ряде поэм и стихотворений. Будучи певцом Петра, он не отрицал в решении этих вопросов национальной силы и государственной мощи. Не зря современники его отмечали, не будь Пушкин поэтом, он был бы признанным политическим и историческим мыслителем. Это подтверждает суждение о нём Николая I о нём как об "умнейшем человеке России".
     
     НЕ ТЕРЯЕТ своей актуальности и стихотворение "Пророк", и поэтическая переписка с митрополитом Филаретом, где развивается углублённый смысл человеческих религиозных устремлений. Будучи глубоко верующим человеком, религиозности Пушкина, по словам современников, "было чуждо всё показное и крикливое, всё назойливое и чрезмерное". Разве это ни пример для подражания? При этом Пушкин имел свою особую религиозную судьбу. Он прожил короткую, но богатую опытом жизнь. "Не было соблазна, которому бы он не отдался и пропасти, в которую бы он не заглянул. При этом умел твёрдой ногой остановиться на самом краю". Всё, что в этом он приобрёл и увидел, он показал в своих произведениях как назидание для нас, для потомков.
     Наконец, тема любви, дружбы, всего многообразия человеческих взаимоотношений, ей проникнуты все произведения поэта. Глубина и искренность их сегодня волнует также как двести лет назад наших предков.
     Отдельного разговора заслуживает поразительная разносторонность его поэтических интересов и широкая энциклопедичность затрагиваемых им вопросов, которые охватывают многие страны, эпохи и их выдающихся деятелей. Может потому, говоря словами А. Т. Твардовского, "ни один из мировых классиков не занимает такого места в современной духовной жизни своего народа, как Пушкин".
     Такое обстоятельство открывает для нас по существу ещё один важный феномен Пушкина. Он остаётся одной из значимых святынь, которая своей любовью соединяет всех нас, проживающих в странах бывшего Советского Союза от старых до молодых, людей разных национальностей и вероисповедания в то единое, что называлось великой державой, несёт в себе весомые объединяющие начала.
     Если говорить о нашем времени, то с сожалением приходится констатировать, что Пушкин довольно дозированно представлен в культурной жизни страны. Он редкий гость на радио и телевидении, а также театральных сценах. Сокращено его присутствие в школьных и институтских учебных программах. Неудивительно. Страна, как образно сказано, из самой читающей превратилась в самую считающую. В её чести преобладает идеология рубля, которая, реанимируя уже подзабытые пороки прошлых времён, — насилие, стяжательство, коррупцию и другие вызвала в обществе кризис любви и добра. За всем этим скрывается шаткое и неустойчивое время, в котором мы живём, отсутствие единого культурного пространства способного поддерживать у каждого человека, у всех граждан страны священные чувства по отношению к прошлому, хранителями и наследниками которых мы являемся и тем самым формировать у нас моральные устремления в настоящее и будущее.
     
     ОЧЕВИДНО, что отвечающая сегодняшнему времени и усиленно навязываемая многими СМИ так называемая "заборная" культура, пропагандирующая в качестве героя времени человека порока и жестокости, далека от солнечного творчества Пушкина и не способна повлиять на улучшение нашей жизни. Ни этим ли обьясняется, что, несмотря на громкие призывы и массу мероприятий мы видим серьёзные пробуксовки в экономическом развитии и модернизации страны в целом? Поскольку не хватает честных, принципиальных людей, способных решать эти ответственные задачи профессионально. Уместно в связи со сказанным привести ответ известного учёного-физика на вопрос: "Что нужно сделать, чтобы учёных подобно ему в стране было больше?"
     — Увеличить количество часов по физике в средней школе, — ответил учёный. Комментарии, как говорится, излишни.
     Вспоминаю, с какой болью о состоянии культуры, об отношении к Пушкину говорили на одной из встреч в Москве в конце 90-х годов наши мудрейшие литераторы — герои труда Юрий Бондарев, Расул Гамзатов, Михаил Алексеев, Егор Исаев, где мне посчастливилось находиться. Не забуду слова Бондарева, обращённые к присутствующим там молодым литераторам: "Если Бог дал вам талант, идите по стопам Пушкина, стараясь сравняться с ним, если не успехами, то бескорыстным рвением к просвещению, благу и процветанию страны". Общим мнением собравшихся стала мысль о том, что Пушкин, человек громадного ума и благородства оставил бесценное наследство всем последующим поколениям — это побуждение к мысли, поиску, превращению надежды в повседневную заботу и повседневный труд.