Владимир Артюх __ «СТИХИ, ПОХОЖИЕ НА СЧАСТЬЕ»
Московский литератор
 Номер 05, март, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Владимир Артюх
«СТИХИ, ПОХОЖИЕ НА СЧАСТЬЕ»

     
     Анна ПОПОВА. “Пустая сеть”. Стихи. — М.: "Муза творчества", 2012.
     Стихи Анны Поповой хочется цитировать беспрерывно. Её поэзия завораживает и очаровывает. Какая-то неведомая стихия тончайших чувств прорывается из глубин её стихов. Неужели в наше дикое рыночное время так могут мыслить и чувствовать? Оказывается, могут. Книга всего лишь с ладошку. А сколько в этой ладошке тепла и сердечности, свежести потаённой страсти, недосказанных переживаний, впечатлений!.. Графические рисунки, выполненные художником А.Черновым, увеличивают объём восприятия. Они дополняют невысказанное автором.
     В основном Анна Попова пишет короткие стихи. Максимум шестнадцать строчек. Но это ни в коем случае не говорит о том, что у неё короткое дыхание. Наоборот: очень глубокое. Баланс мыслей и чувств в её стихах на удивление гармоничен. По всей видимости, такая гармония связана с отношением поэтессы к слову. "Будем верить, что наступит время, когда поэты станут взвешивать каждое своё слово с тщательностью ,как и творцы культовых песнопений", — писал Николай Гумилёв. Мне кажется, что такое время для Анны Поповой наступило. У поэтессы "зоркий глаз" и "чуткое ухо" (Н.Гумилёв). И эта врождённая способность видеть и слышать и создаёт живую гармонию стиха.
     Поэтика Анны Поповой зиждется на common sens (здравом смысле). В её стихах практически отсутствуют поэтические украшения. Каждое слово на своём месте. Перед нами не просто стихи. Не побоюсь сказать — говорящие стихи. Внутренняя жизнь поэтессы без резких колебаний перетекает в диалог с читателем. А это уже стиль. А стиль, как известно, мастерство. Перефразируя известное изречение, можно сказать: кто владеет стилем, тот владеет всем.
     Все стихи, представленные в книге Анны Поповой, рифмованные. Однако, как говорится, нет правил без исключений и это "исключение" по своему художественному уровню заслуживает внимания.
     Боль эту переносить
     И тяжело, и легко.
     Так переносят, порой,
     Воду в дырявом ведре.
     Льётся на землю вода —
     Ноша всё легче моя.
     Я не хочу говорить о жанре этого стихотворения: верлибр или ещё что-то, главное — прекрасное стихотворение. Создан зримый и ясный образ.
     Поэтесса не перегружает стихи свежими сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами … Их столько, сколько необходимо, чтобы выразить невыразимое. В её поэтике они, как обертоны, придающие стихотворениям дополнительное и неповторимое звучание : "изношенный снег", "ночное небо — черная вода", "прыжок снежинки длинный", "А слова — это комья земли, / Что лежат на осенних полях.", "И тает холодок молчанья /Кусочком льда в руке моей", "ржавые стонут качели" , "Я так в медовый цвет заката влипла , /Как жадная до лакомства оса"…
     "Человек есть мера всех вещей", — сказал древнегреческий философ Протагор. Анна Попова в одном из своих стихотворений пытается не оспорить, а осмыслить изречение великого философа:
     Как мы можем судить без сомненья,
     Возомнив себя мерой всего,
     О земле, о весне, о цветенье,
     И не знать о себе ничего?
     Стихи поэтессы действительно похожи на счастье, но это счастье не лишено боли, мучительных мыслей, тревожных ощущений, одиночества. А какое же счастье без печали? Нет такого. И не может быть, пока жива душа:
     Приди ко мне, поговори со мной —
     Здесь сквозняки срывают окна с петель.
     В моей душе, пока еще живой,
     Моей тоске необходим свидетель.
     И этот свидетель — её читатель. Он, надеюсь, сможет увидеть невидимое и услышать внутренний голос лирической героини.
     Опали листья. В этот день осенний
     Разбился мир, на небе — трещин сеть,
     И стало страшно под ноги смотреть,
     Как трещины — от чёрных веток тени.
     Но солнце над расколотой землей
     Взошло чудесно и обыкновенно,
     И, как осколки вазы драгоценной,
     Весь мир скрепило нитью золотой.