Александр Алиев __ «ПО СМОЛЕНСКОЙ ДОРОГЕ...»
Московский литератор
 Номер 08, апрель, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
«ПО СМОЛЕНСКОЙ ДОРОГЕ...»

     
     СМОЛЕНЩИНА! Щедро обласканный природой край. Обширные лесные угодья, сказочно красивые озёра, в том числе Сапшо, напоминающее, по словам путешественника Н. М. Пржевальского, Байкал в миниатюре, густая речная сеть — Днепр, Десна, Вазуза, Гжать...
     Будучи западной окраиной Русского государства, Смоленская земля не раз становилась ареной ожесточённых военных схваток. И каких только незваных гостей не перебывало здесь: монголо-татары и немецкие рыцари, литовцы и поляки. Невиданные бедствия принесли на Смоленщину Наполеоновское нашествие 1812 года и Великая Отечественная.
      А сколько замечательных имён так или иначе связано с этим краем: государственный и военный деятель князь Г. А. Потёмкин Таврический, поэты и писатели Ф. Н. Глинка, А. С. Грибоедов, М. В. Исаковский, А. Т. Твардовский, композитор М. И. Глинка, скульптор С. Т. Конёнков, первый космонавт Планеты Ю. А. Гагарин. Да всех и не перечислишь.
     
     НА ЮГО-ВОСТОКЕ Смоленской области, в Ельнинском районе, на берегу узкой и извилистой речки Десны расположен музей-усадьба Новоспасское — родина великого русского композитора М. И. Глинки.
     Глинки — потомки польских шляхтичей — стали владельцами этих мест с середины XVIII столетия. Отец будущего гения музыки, отставной капитан Иван Николаевич Глинка, человек даровитый и энергичный, превратил усадьбу в уголок, который восхищал всех современников. Обширный пейзажный парк с липами и вязами, клёнами и дубами, ясенями и лиственницами; плодовый сад с редкими растениями и цветами, специально выписанными Иваном Николаевичем из Петербурга, Риги и даже из-за границы; парники, каскад прудов... В оранжерее выращивались апельсины, лимоны, персики, абрикосы, ананасы и пели различные птицы, а по праздникам на маленьких островках вдоль Десны играл оркестр из крепостных крестьян.
     Не менее замечательным был господский дом — "деревянный двухэтажный, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом... и обшит тёсом с крыльцом и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат...". Людмила Ивановна Шестакова, старшая сестра композитора, вспоминала: "Мебель была в каждой комнате из особого дерева. Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы... Всё было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних. Выстроен он был весь из дуба и сосны — прочного хорошего леса".
     С балконов открывалась панорама огромного "скатистого" луга, берегов Десны, заречных просторов.
     Вот здесь, в Новоспасском, 20 мая 1804 года и появился на свет Михаил Иванович Глинка.
     
     УЖ КАК БАБУШКА Фёкла Александровна обожала внука и как тряслась над ним — трудно передать словами. Ведь первенец Глинок умер в младенчестве, и бабушка склонна была винить в этом неопытных родителей — недосмотрели, не уберегли. Поэтому Фёкла Александровна немедленно и решительно забрала Мишеньку в свои покои и сама подобрала ему кормилицу и няньку. Бабушка ведь была полновластной хозяйкой в доме и при жизни своего тихого доброго мужа, и после его смерти. Она требовала беспрекословного подчинения от сына и невестки, которые и помыслить не могли о том, чтобы поменять что-либо в заведённых ею порядках. Дворовые слуги боялись старой хозяйки как огня и трепетали, едва заслышав её голос. В комнатах Фёклы Александровны всегда, даже в самую тёплую погоду, было отменно натоплено, а Мишенька постоянно пребывал укутанным. Никаких распахнутых окон и дверей! И так продолжалось до самой бабушкиной кончины.
     Результат?Мальчик рос слабым, изнеженным. Товарищи сравнивали его с мимозой — хрупким растением, складывающим листочки при любом прикосновении. И это прозвище — Мимоза — осталось с композитором на всю жизнь, поскольку всю жизнь сказывались в нём последствия тепличного воспитания: нервный, впечатлительный человек, выходящий из равновесия от лёгкой простуды, от каждой житейской неприятности.
      В 1812 году, в связи с военными действиями, семья Глинок на время покинула Новоспасское. Непосредственные впечатления войны, позднейшие рассказы о доблести русских войск и партизан Смоленщины, несомненно, повлияли на формирование у Глинки чувства высокого патриотизма и, в дальнейшем, на создание образа отважного защитника Родины — костромского пахаря Сусанина.
      Мишу с самых ранних лет окружала музыка — симфоническая, оперная, церковная, народная. Большое впечатление производил на него колокольный звон, и почти всякий раз, возвратясь домой после праздничной службы, мальчик с помощью нескольких медных тазов пытался (и довольно успешно) воспроизвести мелодичный перезвон. Но особенно запали ему в душу песни, исполнявшиеся крепостной его нянькой Авдотьей. "...и может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую народную музыку", — вспоминал Михаил Иванович много позже. В Новоспасском Глинка под руководством гувернантки и одного из крепостных музыкантов стал брать первые уроки игры на фортепиано и скрипке.
     
     ДЕТСТВО КОНЧИЛОСЬ. Четырнадцатилетний Миша Глинка уезжает в Петербург, где поступает в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Потом была служба, поездки за границу. Но связей с родными местами он не прерывал никогда. Здесь, в окружении горячо любимых родителей и сестёр, ему было лучше всего.
      В Новоспасском Глинка работал над
      операми "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила", фортепьянными пьесами, романсами. "У нас здесь рай земной, погода превосходная, и, несмотря на то, что осень, всё еще зелено...", — писал он в одном из писем другу.
     После смерти композитора и его сестры Ольги родственники продали имение богатому смоленскому купцу Рыбакову. И в самом скором времени тот велел... разобрать все строения Новоспасского по брёвнышку, а древесину — сбыть в Коломну, где из этого материала были построены казармы для военных. В результате уцелела лишь каменная Спасо-Преображенская церковь XVIII века, в которой венчались родители Михаила Ивановича.
     С конца 1970-х годов началась — при помощи архивных документов и старых фотографий и рисунков — капитальная реставрация усадебного комплекса, и через несколько лет музей М. И. Глинки распахнул свои двери перед посетителями. Четыре комнаты на первом этаже — зал, столовая, бильярдная, кабинет отца композитора — и три на втором — кабинет самого Михаила Ивановича (здесь, кстати, экспонируются подлинные глинкинские вещи), классная, комната птиц — восстановлены в том виде, какой они имели в первой половине XIX века. Постепенно обрели прежний облик хозяйственные постройки и 20-гектарный лесопарковый массив.
     Скажем несколько слов об усадебном храме. Выстроенный в 1781-1786 годах на средства секунд-майора Н. А. Глинки (деда и крёстного отца композитора) он имел два престола — во имя Преображения Господня и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Грозные события "двенадцатого года" затронули и Новоспасское: оно было основательно разорено наполеоновскими солдатами. Однако церковное здание удалось защитить от супостатов благодаря настоятелю Иоанну (Стабровскому) и прихожанам; позднее фельдмаршал М. И. Кутузов лично наградил отца Иоанна медалью.
      Вследствие известного всем отношения советской власти к религии, при начавшемся воссоздании глинкинского родового гнезда, храм — уже несколько десятилетий как закрытый и обветшавший — был проигнорирован. К ремонту его приступили только в 1990-м, и сейчас он снова стал действующим. Метрическая книга Спасо-Преображенской церкви сохранила запись о появлении на свет и крещении Миши Глинки.
     
     НОВОСПАССКОЕ, как, впрочем, и многие другие культурные уголки, наполнено романтическими историями и легендами. И вам их охотно поведают. Вот, например, родители нашего героя, Иван Николаевич и Евгения Андреевна. Были они троюродными братом и сестрой и даже носили одинаковую фамилию — Глинка. Законы православной Церкви браки между троюродными, вообще-то, запрещают, однако пылко влюблённый Иван Николаевич по совету матушки, Фёклы Александровны, съездил в Смоленск и добился от правящего архиерея письменного разрешения.
     Но тут счастью молодых людей рьяно воспротивился опекун Евгении Андреевны (она рано лишилась отца и матери и находилась под опекой старшего брата, Афанасия Андреевича). Формально предлог для отказа был тем же — близкое родство, но вероятнее всего причиной были давние неприязненные отношения с родственниками — характер у Фёклы Александровны, как мы знаем, был не сахар.
     Иван Николаевич впал в отчаяние. Но матушка, очень желавшая иметь Евгению Андреевну в невестках, вновь пришла на помощь. Раз нельзя договориться по-хорошему, нужно организовать… побег девицы из дома и тайное венчание. Сказано — сделано. В один из дней Евгения с преданной служанкой отправилась гулять к речке близ имения брата — Шмаково. Там она быстро скинула с себя одежду, разбросала её по берегу, переоделась в своё самое лучшее платье и села в присланную из Новоспасского карету.
     Правда, опекун быстро обо всём догадался и бросился в погоню. Но как же он просчитался! Ведь мудрая Фёкла Александровна выслала вместе с каретой ещё и отряд верховых, которые разбирали все мосты, по которым проезжал экипаж. Таким образом, разъярённому братцу приходилось искать обходные пути в Новоспасское, пока он туда добирался, молодых успели обвенчать, и те под радостный трезвон колоколов выходили из церкви.
     "Ну, родственничек, почто надулся, будто лягушка на болоте? — промолвила Фёкла Александровна, завидев обескураженного опекуна. — Чему быть — того не миновать! Пойдём-ка лучше за свадебный стол да хорошенько поздравим моего Ванюшу и твою Евгешу!" Афанасий Андреевич поворчал-поворчал, но человек он был по сути добрый и отходчивый, и примирение состоялось. А брак родителей композитора оказался долгим и счастливым, они ни разу не пожалели о решении связать свои судьбы...
      Рассказывают, что в момент рождения Миши Глинки под окнами той комнаты запел соловей — знать, само провидение сулило мальчику стать великим музыкантом. Когда же до Новоспасского докатилась весть о кончине композитора в далёком Берлине (февраль 1857 года), в парке усадьбы засох один из дубов, посаженных когда-то Михаилом Ивановичем. Но зато до сих пор жив дуб-исполин, под коим он трудился над партитурой "Руслана".
      Глинка использовал любую возможность, дабы покинуть шумную компанию гостей (а гости в Новоспасском были не редкостью) и предаться своему любимому занятию — сочинению музыки. Рядом с кабинетом Михаила Ивановича в специальном вольере щебетали разнообразные птицы — это было необходимым условием для плодотворного творчества. Если же пернатые почему-либо молчали, композитор подходил к ним со скрипкой, брал несколько аккордов, и птицы ему неизменно отвечали.
      "Музыка — душа моя", — говорил Глинка ещё в детстве. И прекрасная, светлая музыка по-прежнему жива в этом доме, в этом "земном раю". Каждый год, в первое воскресенье июня Новоспасское становится частью грандиозного празднества — Всероссийского музыкального фестиваля имени М. И. Глинки. Довольно часто проходят здесь и детские конкурсы, на которых юные таланты из различных уголков нашего Отечества могут показать своё искусство владения классическими инструментами.
     
      Существует замечательное высказывание: "Чтобы полностью понять гения, нужно побывать у него на родине". Посетите Новоспасское — и вы поймёте, где источник глинкинского вдохновения.