Неоднократно мы затевали разговоры о творческой молодёжи. Вообще это одна из линий нашей организации писателей — как говорится, выявлять молодые таланты и в меру сил помогать им. Так всегда было, а сейчас особенно явственно, что молодому писателю "пробиться" в должный почётный ряд литературного процесса — дело трудное. Примелькавшиеся имена, все пиары и бренды работают не на молодых, а на то, что сподручнее — на людей, и так уже имеющих творческую репутацию, что облегчает задачи средств массовой информации. Что у нас реально делается? Ну, во-первых, есть журналы "Московский Вестник", "Российский Колокол", вот эта газета "Московский Литератор". Во всех этих изданиях именам молодых писателей уделяется внимание. В "Московском Литераторе" практически в каждом номере — стихи, проза, статьи людей с именами, ещё неизвестными широкому читателю, но, так сказать, потенциально известными. В журнале "Московский Вестник" теперь есть специальные рубрики "Антология "МВ"" и другие, позволяющие привлечь большой круг новых имён в издание, не являющееся оперативным (раз в два месяца). Непрерывно на базе Московской организации и Литинститута проводятся вечера и конференции по современной прозе, поэзии, по творчеству авторитетных поэтов (Юрий Кузнецов, Владимир Цыбин, Василий Фёдоров…), продолжающих влиять на литературный процесс и собирающих (иногда посмертно!) вокруг себя молодые силы. Ну и так далее.
Особое слово — об Интернете.
Это мощное средство выдвижения талантов является, как говорится, обоюдоострым оружием. С одной стороны, Интернет нашли многие талантливые и энергичные молодые люди и ведут там оживлённое общение. Это и творческие дискуссии, и конфликты, и просто дружеский взаимообмен художественными принципами и информацией. Всё это оперативно, действенно, порой хорошо заменяет собой всякие официальные собрания и совещания и т.д. Всё так.
Однако Интернет — это и слишком доступная сфера для всех и вся; причём сфера предельно массовая.
Нетрудно догадаться, что в эту сферу кинулись многие ловкие, "скандальные", не слишком даровитые — действующие по принципу: "талантам надо помогать, все прочие пробьются сами". Так вот, это как раз все прочие.
Разобраться в этом — задача трудная, а иногда, кажется, безнадёжная. Выбери среди сотни юрких графоманов одного человека, талантливого, но не юркого…
Есть проблема.
Есть и другие проблемы.
Некоторые молодые и уже не очень молодые литераторы повернули дело так, что "пробиваться" надо не через творчество, а через литературные должности.
Средства действия — любые: оскорбления стариков и т.д.
Что такое литературная должность, я знаю хорошо, но, во-первых, должности даются не просто так, а за уже имеющиеся заслуги, а во-вторых — это не такой мёд, как представляется юным (и не юным) карьеристам. Тут работать и трепать нервы надо, а не мёд собирать в банки…
Старые писатели всегда готовы уступить дорогу и особенно должности молодым, но с условием, что эти молодые… этого достойны.
О старость! Надо ль говорить,
Что в ветхом тезисе избитом
Всё верно: будут льва журить
Демократическим копытом.
Но скажем для столиц и сёл
Мы без позёрского угара,
Что лев — он лев, хотя б и старый,
Осёл же — он и есть осёл.
Короче, молодым-талантливым-энергичным, болеющим за судьбы русской литературы, будем с удовольствием уступать должности, посты и пр., а активным ослам — не будем.
Литература наша, да, нуждается в молодых творческих лидерах, подобных, например, тем же Ю.Кузнецову, Цыбину, ныне здравствующему Вал. Сорокину и другим.
Но это — процесс творческий, а не административный.
9 апреля 2012.
|
|