Владимир Артюх __ АТМОСФЕРА ТВОРЧЕСТВА
Московский литератор
 Номер 10, май, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Владимир Артюх
АТМОСФЕРА ТВОРЧЕСТВА

     
     Владимир Иванович Гусев за годы творческой жизни (печатается с 1955 года) имеет столько публикаций, что я даже боюсь произнести их количество вслух. Так и хочется выразить свое восхищение словами великого театрального режиссера К.С. Станиславского: «Не верю!» В этой фразе как раз вся правда творческой пассионарности мэтра оте-чественной литературы. Если выстроить парадигму публикаций В.И. Гусева, то другого сочетания слов — ни дня без строчки — и не подберешь. Впору составить и издать библиографический справочник всех публикаций, чтобы нынешнее и будущие поколения филологов и литераторов смогли воочию убедиться не только в потрясающей работоспособности Владимира Ивановича, но и в беззаветной любви к вещему русскому слову; чтобы в себя вобрать громаду его бесценного опыта научных и литературных трудов. Sapere aude (осмелься быть разумным), надо только осмелиться – и всё. В названном действии суть интеллектуального успеха, интеллектуального творческого долголетия. В.И. Гусев осмелился и поэтому освоил практически всё самое главное, существующее в русской словесности: литературоведение, критику, публицистику, прозу, эссеистику, поэзию…
     Владимир Иванович ввел в литературный обиход такие жанры и понятия, как атмосфера, дневник метрический. Его произведения переведены на многие языки: французский, немецкий, японский, английский, польский, вьетнамский, венгерский, лезгинский, эстонский…
     Творчество В.И. Гусева разножанровое, полистиличное. В современной русской литературе и научных исследованиях его реализованный творческий потенциал является, можно сказать, энциклопедическим феноменом. Об этом почему-то не говорят, об этом почему-то не пишут. К счастью, мы живём рядом в одном пространстве XXI века с выдающимся мыслителем, выдающимся филологом в широком смысле этого слова.
     Всё, о чём бы В.И. Гусев ни писал в любых жанрах, он пишет о главном, существенном – о духовности русского человека, проникая в глубинные ритмы как минувших веков, так и современной жизни. И это у Владимира Ивановича здорово получается, ибо у него сформированная и основательно конкретная и незыблемая позиция, которую он на протяжении многих десятилетий воплощает в своих произведениях…
     В этой обзорной статье попытаюсь рассказать о книгах, вышедших с 2007 по 2012 гг., именно о тех из них, которые я с карандашом в руке внимательно, как мне кажется, прочитал.
     Начнём с поэзии, потому что она заслуженно является первопричиной интеллектуального человеческого бытия на Земле.
     Издательство «У Никитских ворот» в 2007 году издало книгу стихотворений «Весна и Зима». В ней собраны стихи, написанные за полвека. Под одним из стихотворений стоит дата: 1 октября, 1953. То есть путь в большую литературу Владимир Иванович начал в шестнадцать лет… Кстати, с поэзии всё и зарождается. Она тот камень преткновения, с которого начинается большое искусство, большая литература в частности.
     В книге преобладает лирическое начало. Тема любви — главный её лейтмотив. А там, где любовь, там, как правило, и неизбежность философского осмысления жизни:
     
     Не поддавайся этой сложности!
     Есть всеблагая благодать
     В самом явленье безнадёжности:
     Когда просвета не видать.
          Когда безумие сгущается,
          Твой дух идёт, уходит сам —
          Твой дух невольно обращается
          Ввысь, к небесам, ввысь, к небесам.
     Оно, конечно, скажут жалобно,
     Что если счастлив кто-нибудь,
     То небеса ему не надобны;
     Но кто сказал, что в счастье — суть?

     В том же 2007 году в издательстве Литературного института им. А.М. Горького выходит «Журнал теоретика». В предисловии В.И. Гусев чётко расставляет акценты, касающиеся этого произведения. Вот что он пишет: «Предлагается материал, где, в зависимости от задачи и конкретного содержания, в разных внешних формах производится попытка осмыслить современную действительность и литературу как чисто философски, так и более целостно. При этом предполагается, что всё это вместе взятое являет собою некое целое, а не разрозненное нечто».
     Собственно, в книгу включён «Журнал теоретика» 2006 года, статьи о литературе 1997-2006 гг., посвящённые тайнам «прямого стиля». В приложении опубликованы интервью, которые Владимир Иванович давал корреспондентам разных бумажных СМИ. В частности: газетам «Гудок» (1997), «Советская Россия» (1997), «Рязанская глубинка» (2000), «Литературная Россия» (2000), «Труд» (2001), «Литературная газета» (2002), «Московский литератор» (2004), «Московская среда» (2005), «Красная звезда» (2006), «Транспорт России» (2006), «Красный воин» (2006), «Аргументы и факты» (2006)… И во всех этих интервью сквозит боль за Россию, за её духовное настоящее, затронуты и даны ответы на самые ключевые вопросы жизни, истории и литературы. Все размышления В.И. Гусева, высказанные в форме вопроса — ответа, актуальны по сей день. Вот характерный пример из интервью в газете «Гудок» (2001), где Владимир Иванович отвечает на вопрос о реализме и его эстетических возможностях: «…он не устарел и не устареет. А писать по-старому или по-новому? Писать надо по-старому, а если человек талантлив и чувствует время, то «корректировка» сама произойдёт. Вообще писать теперь надо не «мудря», а прямо, но художественно, адресуясь прямо на подсознание:
     
     Есть речи — значенье
     Темно иль ничтожно,
     Но им без волненья
     Внимать невозможно…
     
     Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов в его лирике, поздний Есенин. А это и есть самое трудное. Я это к тому, что многие сейчас идут обратным путём: удивить, придумать позатейливее. Удивить сейчас ничем нельзя, разгадывать ребусы утомительно. На этом пути сейчас впереди — болото».
     МГО СП России в 2008 году издала книгу критических статей Владимира Гусева «Два Александра». Работа посвящена двум великим русским поэтам — Александру Блоку и Александру Твардовскому. В этих статьях не случайно соединены два поэта, более чем «несовместных» явлений в поэзии XX века. «…Да, люди из разных миров; но они, тот и другой, выразили ТОТ МИР как целое», — пишет о проблеме своего исследования Владимир Гусев. Анализируя стихи, поэмы, статьи А. Блока, Владимир Иванович раскрывает суть трагического мировоззрения поэта, те душераздирающие противоречия, которые неотделимы от трагизма, при этом автор подчёркивает «традицию Духа Высокого; традицию высокой и благородной русской лирики трагических веков — и особо трагического века». Потому что «трагедию может выразить только сложная, мощная душа».
     В статье об А. Твардовском В.И. Гусев обращает внимание читателя на «напряжённый драматизм этой личности и высокотворческий трагизм» его книг. «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью — даль» — судьбоносные поэмы, в которых Твардовский «выразил трагедии своего века». В.И. Гусев пишет о том, что «проблема Твардовского продолжает оставаться острой и во многом туманной». Тот «мощный материал», оставшийся после его ухода, требует разносторонних «размышлений и чувств».
     В книге В.И. Гусева «Само собой» (МГО СП России, 2008 год) три рассказа, написанные в привычной для него манере. В них вечные вопросы, размышления, свойственные русскому человеку. И в центре внимания этих рассказов — атмосфера души героев.
     Рецензируя повесть Владимира Гусева «Жизнь. Двенадцать месяцев» в журнале «Дружба народов» № 1, 1969 год, Юрий Трифонов уже тогда отметил своеобразие прозы писателя и определил его значимые приоритеты: «Вот необычная, гибкая, обволакивающая, как туман, сырая и немного монотонная, как долгий несильный дождь, проза. Похожа на стихи, в ней скрыт ритм. Но ведь ритм есть и в дожде, правда? И в крови, бьющейся в жилах. Слишком много однообразно крикливой, шумной, пёстрой и расчётливой прозы, профессиональной прозы, где рассказывается о каких-то делах и событиях, и так мало вот такой, естественной, монотонной, ибо душа монотонна, а это проза — о душе».
     В книге «Атмосфера-2» помещены статьи и дневники метрические, опубликованные в газете «Московский литератор» в 2006-2009 гг. Надо сказать, что в «Литературной России» в 1989-1995 гг. В.И. Гусев вёл рубрику, которая называлась «Атмосфера». Это наименование закрепилось. И по сей день В.И. Гусев продолжает печатать материалы под этим названием. В этих текстах отслеживается общественное настроение через призму индивидуального восприятия автора. Это глубоко продуманные, короткие, но ёмкие по содержанию статьи, не только касающиеся внутренней жизни, но и отзывающиеся на мировые события. Своеобразная атмосфера неравнодушия ко всему, что происходит внутри страны и за её пределами. Конечно, в «Атмосфере» В.И. Гусев не обходит вниманием и знаковые фигуры в современной литературе. Например, 2007 год — «Поэт. Речь на конференции по творчеству Ю. Кузнецова», 2008 год — «Речь о Проскурине. К 80-летию писателя»; «О Солженицыне», 2009 год, «Речь об Айтматове».
     Кстати, статья «О Солженицыне» остаётся актуальной и сегодня на фоне искажения разными СМИ, отдельными авторами истории России…
     В монографии «Проблемы стиля современной русской литературы» (издательство Литературного института, 2011 год) В.И. Гусев рассматривает категорию духовного. А она в стиле русского писателя имеет особое значение, без духовности «немыслимо никакое высокое искусство». Исследуя проблемы стиля, В.И. Гусев пишет: «Так случилось, что для теории стиля в её проекции на литературную и литературно-критическую проблематику актуальнее оказалось исследование такого фактора (определителя) стиля, как духовное содержание творчества, чем новое исследование этой категории, взятой имманентно; однако же должны быть, хотя бы и кратко, затронуты проблемы, касающиеся самой этой категории как таковой». Стиль, по определению В.И. Гусева, это «почва», объединяющая в себе все проблемы. Таким образом, «стиль не отражает эпоху прямо, он отражает её через духовную атмосферу, через художественный метод и содержание…». Духовное является определяющим в понимании стиля, его основой, без которой немыслимо художественное творчество.
     Буквально на днях в издательстве «У Никитских ворот» вышла ещё одна книга В.И. Гусева «Осень – 2011. Сады» (2012). Жанр этой книги не обозначен. Однако индивидуальный стиль В.И. Гусева настолько узнаваем, что ошибиться трудно. Без сомнения, это дневник метрический 2011 года. В нём ритмы сердца и ритмы памяти, ритмы времени органичны и естественны, как сама жизнь.
     
     ЦЕЛИНА
          «Степь да степь кругом,
          Путь далёк лежит».
     Этот полигон
     Нам принадлежит.
     Молодость моя,
     Наши рубежи.
     Братство, ты — семья,
     Степь… и нет межи…
     Годы протекли,
     В силе тьма и ложь.
     От степной земли
     Нас не отведёшь.
     Ночью или днём —
     Всё ж орёл кружит.
     Степь да степь кругом,
     Путь далёк лежит.
     
      Читайте, думайте, наслаждайтесь…