Максим Замшев __ «ТРУБА» ЗОВЁТ
Московский литератор
 Номер 10, май, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Максим Замшев
«ТРУБА» ЗОВЁТ
Анатолий КРЫМ. «Труба». — М.: Издательство «Амаркорд», 2011.

     
     Книга Анатолия Крыма «Труба» не новинка. В России она вышла в свет в 2011 году, а в Украине появилась несколько раньше. К сожалению, в России, в отличие от Украины, книга не получила должного критического резонанса, что я связываю как с некоторой инертностью и небрежностью критического цеха, так и с тем, что на первый план в последнее время выходит литература тех авторов, которых я назвал бы искусственно надутыми, несмотря на их солидный премиальный набор. Пришло время поговорить об этом романе всерьёз.
     Анатолий Крым больше известен российскому читателю и зрителю как драматург. Его пьесы с успехом идут в театрах разных эстетических школ и неизменно встречают успех. И вот в последнее время на российском книжном рынке появляются книги Анатолия Крыма прозаика. Роман «Труба» даже в творчестве Анатоля Крыма стоит некоторым особняком. Несмотря на то, что Анатолий Крым несомненный реалист, текст «Трубы» окутан лёгким постмодернистским флёром. Это начинается с самого названия, традиционно для постмодернистов многозначного. Для тех, кто ещё не читал роман, я думаю, будет не так просто догадаться, о чём он. То ли это роман о музыканте, то ли это вульгарное трактование мелкого житейского апокалипсиса, то ли нечто связанное с чем-то водосточным. Но никакое из этих предположений, дорогой читатель, не будет верно. Это роман об отношениях России и Украины, в основе которых в последнее время легли не братство и дружба, не наше общеславянское друг к другу тяготение, а газотранспортная система, или попросту — «труба».
     Завязка романа крайне проста. Скромный служащий администрации президента, но при этом приходящийся племянником всесильному президенту Гоцуленко, оказывается в совершенно неподходящем месте в совершенно неподходящее время — а именно в кабинете президента — в тот момент, когда в стране совершается государственный переворот, инициированный неким злобным внесистемным оппозиционером Пендюком. В это же время в кабинете президента оказываются и лидер оппозиции Купоросов, и несколько влиятельных политических фигур разного пола. Скрываясь от предполагаемых преследователей вместе с крупной суммой денег, они пробираются по тайным ходам и оказываются не где-нибудь, а в газотранспортной системе Украины, в которой в это время как раз из-за разногласий с Россией отсутствует газ.
     Казалось бы, что из этого выжать? Узкая труба. Дверь захлопнулась, и выйти из неё возможности нет. Русские могут пустить газ в любой момент, и каждый из участников этого рискованного парадоксального вояжа понимает, что им может настать крышка, или попросту — «труба», в которой они, собственно говоря, и находятся. И тут-то начинается невероятное.
     Оказывается, что труба — это не просто труба, по которой предстоит ползти на четвереньках неизвестно куда, а огромный, населённый отнюдь не призраками мир. Здесь Анатолий Крым применяет приём, близкий по метафоричности к античному миросозерцанию.
     Подземный мир, по определению замкнутый и поначалу напоминающий тюрьму, становится миром свободы, где герои, избавившись от комплексов, от тяготящих жизненных обстоятельств, оставшись наедине с самим собой и друг с другом, обретают подлинную свободу.
     Одна из колоритнейших фигур романа, по комической пафосности отсылающая нас к героям Гоголя и Достоевского, это старший лейтенант Булавкин, поставленный охранять эту трубу ещё тридцать лет тому назад и совершенно не знающий, как изменились реалии там, наверху, предполагающий, что советская власть ещё крепка, и выполняющий свою миссию с невероятной стойкостью и преданностью. Этот персонаж, первоначально заявленный как комический, в конце вырастает до фигуры трагической, человека, невинно обманутого, ставшего жертвой роковых обстоятельств и забытого, пожалуй, даже с большим трагизмом, чем чеховский Фирс. Считаю, что этот образ — одна из главных авторских удач романа. Колоритны и другие герои. Прототипы бывшего и нынешнего президентов Украины ясно показывают, как автор относится ко всему этому политическому цирку, выявляют его гражданскую позицию, ориентирующую мир на развитие духовных, человеческих отношений, а не бесконечную куплю-продажу воздуха.
     Композиционно роман выстроен безупречно. От главы к главе читательский интерес не только не ослабевает, но и нарастает, почище чем в шикарном остросюжетном повествовании. Стиль автора выверен и напоминает нечто элитное, дорогое, но при этом лишённое всяческой искусственности. Не буду здесь пересказывать все сюжетные ходы Анатолия Крыма, поскольку надеюсь, что те, кто ещё не имел счастья ознакомиться с романом, после прочтения моего скромного опуса не оставят текст Анатолия Крыма своим вниманием. Скажу одно: добро победит. Так, как понимает это автор. Но каждый человек всё равно должен помнить, что где-то есть его «труба», которая ждёт его, чтобы испытать на прочность.