Александр Алиев __ ЦВЕТ ВРЕМЕНИ: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ
Московский литератор
 Номер 13, июль, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ЦВЕТ ВРЕМЕНИ: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ

     
     О ДРЕВНЕЙ, БОГАТОЙ событиями истории Ярославля, о его бесценных художественных сокровищах, о знаменитых людях, так или иначе связанных с ярославским краем, сказано и написано очень и очень много. Казалось бы, добавить сюда что-нибудь новое сложно. Однако автор всё же постарался подобрать и свои "бусинки" в летопись города на Волге.
     СейЧас практиЧески всем знакомо имя Сергея Михайловича Прокудина-Горского, представителя знатного дворянского рода, химика, изобретателя отечественной цветной фотографии. В 1909 году он задумал грандиозный проект — запечатлеть в цвете современную ему Россию, её народы, памятники истории и культуры, разнообразие пейзажей и технические достижения. Император Николай II дал Прокудину-Горскому аудиенцию и всячески поддержал его идею. Фотограф получил из царской канцелярии документы, дающие доступ во все места Империи, чиновникам же на местах было предписано помогать Сергею Михайловичу в поездках. Министерство путей сообщения выделило специально оснащённый железнодорожный вагон, а для работы на водных путях — небольшой пароход "Шексна".
     Мы не станем, разумеется, подробно живописать всё путешествие Прокудина-Горского, отметим лишь, что дважды он посетил Ярославль. Первый раз (в 1910 году) фотограф снимал, главным образом, общие городские виды — эта часть коллекции, к сожалению, пропала, сохранились лишь чёрно-белые отпечатки в контрольном альбоме. Зато мы можем в полной мере оценить 17 цветных снимков, сделанных летом 1911 года и почти полностью посвящённых храмам Закоторосльной части.
     Возникновение слободы Коровники относят обычно ко второй половине XIII столетия. Как видно из названия, жители её активно занимались разведением домашнего скота. Низкие надпойменные берега реки Которосли были очень удобны для выпаса коров. Однако слободчане существовали не только молоком да мясом, они также выделывали шкуры и поставляли их на местные кожевенные мануфактуры. Кроме того, слобода числилась "ловецкой" и долгое время имела особый "рыбный оброк" в Москву. Ну и, наконец, обильные залежи очень хорошей глины способствовали появлению ещё одного промысла — гончарного. Местные мастера-керамисты изготовляли кирпичи и необычайно красивые разноцветные поливные (глазурованные) изразцы. Ими декорированы все без исключения ярославские церкви XVII века.
     Храмовый ансамбль Коровницкой слободы стал формироваться в конце 1640-х годов. Та пора отмечена постоянным соперничеством между собою зажиточных ярославских слобод, — чья церковь будет величественнее, наряднее, благолепнее. Первым при слиянии Которосли и Волги появился летний храм во имя святителя Иоанна Златоуста. Возводилось здание на средства посадских людей, братьев Ивана и Фёдора Неждановских. Церковь строго симметрична — к пятиглавому кубу пристроены с севера и юга два шатровых придела. Сначала наружное убранство было довольно скромным, однако позже, в 1680-х, добавили на галереи крыльца с висячими "гирьками", кирпичный и изразцовый орнамент, а центральное алтарное окно, что глядит на Волгу, украсилось огромным (восемь метров в высоту и пять в ширину) фигурным наличником, сложенным из виртуозно подобранных изразцовых кусочков.
     Благодаря двенадцати большим окошкам интерьер Иоанно-Златоустинской церкви буквально залит светом. Росписи были выполнены уже в 1732-1735 годах группой художников под руководством потомственного ярославского иконописца Алексея Соплякова. Хотя мастера и придерживались старых канонов, здесь уже явно ощущается влияние барокко. Допустим, подоконники упомянутых окон вместо привычного травного узора несут овальные медальоны в пышных, наподобие портретных, рамах с изображениями ветхозаветных пророков. На арках размещены изображения главных Богородичных икон, поддерживаемых ангелами. А в куполе впервые взамен традиционных "Вседержителя" и "Саваофа" появилась композиция "Коронование Богоматери".
     В ансамбль Коровников входят также иные примечательные постройки XVII столетия: тёплая церковь Владимирской Богоматери, Святые ворота и поставленная на их оси 37-метровая колокольня. Эта последняя за свою высоту и стройность прозвана "ярославской свечой".
     
     СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Прокудин-Горский, прекрасно понимая историко-культурное значение Коровницкого комплекса, тщательно отснял его со всех возможных ракурсов, втаскивал даже свою громоздкую аппаратуру на крышу соседнего здания мельницы. Запечатлел фрагменты наружного узорочья и внутреннего убранства. Вообще, век назад, да и в конце 1950-х годов тоже, Коровники были видны из центра Ярославля как на ладони — деревьев там практически не водилось, несмотря на чисто сельскую застройку. Теперь бывшая слобода заросла и как-то совсем одичала. Трудно поверить, что от лакированного к 1000-летнему юбилею городского центра сюда всего пять минут езды на маршрутке, а если бы существовал мостик на Стрелку, — пять минут пешком. Столь разрекламированный прессой и телевидением юбилей прошёл для Коровников (равно и для Толчковской слободы) будто бы стороной…
     Храмы здешние теперь переданы Старообрядческой общине, её позиции в этой местности издавна были весьма сильны. Внутри зданий идёт вялотекущий ремонт, регулярные службы не проводятся. Но забредающих малочисленных туристов пускают, иногда даже на колокольню. Как выглядит церковь Иоанна Златоуста в наши дни, видно на соответствующем фото. А вот часть уникальных фресок оказалась, к великому сожалению, безвозвратно повреждённой — это результат долголетнего использования храма под соляной склад.
     
     КОГДА ПРОКУДИН-Горский вториЧно приехал в Ярославль, он, естественно, не мог пройти мимо новёхонького, только что открытого здания Городского театра имени Ф. Г. Волкова.
     Отлично известно, что именно сей город стал родиной отечественного профессионального театра. Купеческий сын Фёдор Волков, страстно увлечённый сценой, собрал в 1750 году труппу из единомышленников, и та организовала — сначала в кожевенном амбаре, а после в специально воздвигнутой на волжском берегу "хоромине" — первые драматические представления. Это были трагедии У. Шекспира "Гамлет, принц Датский", Ж. Расина "Федра", А. П. Сумарокова "Хорев", а также сочинённые самим Волковым небольшие пьесы "назидательного" характера. Вскоре слухи о ярославских "забавах" дошли до императрицы Елизаветы Петровны, и она именным Указом вызвала "…Фёдора Григорьева сына Волкова… з братьями Гаврилою и Григорьем, которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут" в Санкт-Петербург. Насколько серьёзно уже было организовано ярославское театральное дело, видно хотя бы из того, что одних сценических костюмов набралось на 19 подвод. Уже в конце января 1752 года "волковцы" исполнили перед государыней свой репертуар. А в августе 1756-го последовал ещё один Высочайший Указ об организации "Русского публичного для представления трагедий и комедий театра", предтечи Императорских театров.
     После отъезда Фёдора Григорьевича из Ярославля тамошний театр вскоре прекратил существование, видимо, из-за финансовых трудностей. Впоследствии он возникал периодически по частной инициативе: ярославских губернаторов А. П. Мельгунова, князя Н. С. Урусова и князя М. Н. Голицына, губернского архитектора П. Я. Панькова. Лишь с 1882 года театр становится городским и к концу столетия приобретает славу одного из лучших в провинции. На его сцене начинали свой путь такие замечательные артисты, как Любовь Никулина-Косицкая, Пелагея Стрепетова, Иван Москвин, Леонид Собинов, в разное время гастролировали Гликерия Федотова, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, Михаил Щепкин, Константин Станиславский, певицы Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая и многие другие.
     Что касается собственно театрального здания, то на нынешнем месте — площади Волкова — оно обосновалось в середине позапрошлого века. Одна за другой сменили друг друга маловместительные и неказистые постройки, наконец, в 1909 году городская Дума объявила конкурс на проект нового сооружения. Выиграл его зодчий Н. П. Спирин, выступавший под девизом "Фигуры, танцующие в круге". Он намеренно ориентировался на образцы высокого классицизма и создал здание в подражание знаменитому Музыкальному павильону Д. Жилярди в подмосковных Кузьминках. На портике — скульптурная группа, в центре которой покровитель искусств Аполлон-кифаред, справа муза трагедии Мельпомена, слева — муза комедии Талия. На боковых фасадах помещены горельефы по мотивам античной драмы. Зрительный зал декорирован живописным фризом "Торжество Диониса" работы Николая Верхотурова и Веры Сакен.
     Торжественное открытие театра состоялось, как мы уже говорили, в сентябре 1911 года при огромном стечении народа. Здесь была зачитана приветственная телеграмма от К. С. Станиславского: "Примите сердечную благодарность за приглашение и память… Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравления и передайте участникам дела. Станиславский". В том же году театру присвоили имя Фёдора Волкова, а старую Власьевскую площадь назвали Театральной.
     Чрезвычайно эффектное, со вкусом украшенное светло-жёлтое сооружение сразу же стало доминантой площади и одним из символов Ярославля. Поэтому постоянно служило объектом видовых съёмок. Так поступил и наш главный герой — Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Данная его работа легла потом в основу популярной открытки.
     За протёкшее время здание Волковского театра изменилось мало, разве что в 1965 году сзади присоединили крупный объём, в два раза увеличивший размеры спиринской постройки. Но это было осуществлено весьма тактично, облик памятника архитектуры не пострадал. Театральная площадь снова оказалась переименованной — в честь Фёдора Григорьевича. Наверное, это совершенно справедливо.
     Рядом, в уютном сквере высится памятник первому российскому актёру. Кстати, его намеревались установить ещё в 1900-м, однако уже утверждённый проект воплощения не получил — не достало средств. Прошло более семидесяти лет, прежде чем удалось осуществить задумку. Бронзовый Волков, облаченный в сценические одежды, скрестив руки на груди, смотрит на театр. Он как бы любуется своим детищем и размышляет о его судьбе.
     
     ВНОВЬ И ВНОВЬ пересматривая старинные и современные фотографии и сравнивая ярославские виды — прежние и нынешние, — мы осознаём, разумеется, что многое тут изменилось, а иное и вовсе кануло в Лету. Реальность, от которой никуда не деться. Но главное суть: Прокудин-Горский поймал в объектив неповторимые фрагменты давно ушедшей эпохи, цвета той эпохи, которую мы привыкли считать чёрно-белой. Честь и хвала Сергею Михайловичу за это!