Владимир Артюх __ «МУЗЫКА, МУЗЫКА–ВЕЧНАЯ СПУТНИЦА!»
Московский литератор
 Номер 13, июль, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Владимир Артюх
«МУЗЫКА, МУЗЫКА–ВЕЧНАЯ СПУТНИЦА!»

     
     ХАЙДАР. "Подарок". Стихотворения. — М. : ИПО "У Никитских ворот", 2012.
     Музыка — вещь чрезвычайно загадочная. Тем более, музыка любви. Когда твоя жизнь окрылена ею, душа не может не петь.
     Кстати, хочется отметить важную деталь, а именно: это восьмая книга Хайдара Бедретдинова. А на Востоке число "восемь" — символ любви. Наверное, поэт сознательно включил в книгу только стихи о самом прекрасном человеческом чувстве.
     Владимир Бояринов, известный русский поэт, в своем предисловии к книге Хайдара "Любви и музыки божественный союз" обратил внимание читателей на этот основной мотив стихотворений: "музыка звучит в стихах Хайдара, "любви и музыки божественный союз" сопровождает поэта в дороге по земному кругу, "пастуший слышится рожок и колокол", "басов гремучих нарастают шквалы". Именно по этим звукам, по этим позывным "блудный сын находит путь домой".
     Сквозной мотив музыки пронизывает всю книгу. Стихи идут в подбор, чтобы не прерывалось ее звучание. Потому что в этом звучании — залог вечности.
     И тут же, как следствие, вечная тематическая палитра книги, которая завораживает и притягивает своими волшебными ритмами, своей искренней интонацией.
     "Музыка, музыка — вечная спутница!" — пишет Хайдар. "Соната Моцарта", "Гитара", "Рок", "Органный концерт", "Бетховен", "Баянист", "Этот блюз", "Марш Мендельсона"… — вот неполный ряд стихотворений, в которых поэт не только выражает свою неподдельную любовь к музыке, но и создает запоминающиеся образы великих музыкантов:
     
     Как совместить сумели Бах и Моцарт
     Глубины философий, взлет эмоций,
     И вечность, и земную круговерть,
     Любовь и Бога, рождество и смерть?!
     Обращает на себя внимание читателя вот что: все стихи поэта эмоционально акцентированы. И это придает им необыкновенную энергию.
     Всплеск эмоций — искреннее удивление перед неограниченными возможностями, способностями человека, перед его волшебными творениями, завораживающими людские души.
     Судя по стихам, можно смело сказать, что Хайдар — поэт в высшей степени впечатлительный. Такой и его лирический герой.
     Это совпадение весьма оригинально и в достаточной степени оправдывает себя. Именно так необыкновенное свойство души поэта преломляется в его творчестве, в котором он обретает себя.
     Особо хотелось бы сказать о стихотворении "Осенний псалом". Хайдар сумел создать запоминающийся образ осени.
     Казалось бы, об этой поре года написаны тысячи стихотворений.
     Однако поэту удалось найти своеобразные выразительные средства, воплотившие привычные осенние детали в дивное песнопение:
     
     Жаром деревья объятые,
     словно хоругви, цветут...
     
     Лики ее чудотворные…
     
     И концовка стихотворения, в которой звучат личные, недосказанные мотивы:
     
     В россыпь последнюю кутаюсь,
     Прячась от всяческих бед,
     Как в одеяло лоскутное
     Бедных моих детских лет.
     
     Вдарят морозы, и охну,
     Сердце опять заболит:
     Эту наивную охру
     Густо снежок забелит.
     С любовью поэт пишет о живописи. Хайдар создает стихотворную картинную галерею: "Картина Васнецова", "Картина Поленова", "Картина Айвазовского", "Картина Левитана", "Бурлаки Репина", "Масленица Кустодиева"…
     Поэт пытается осмыслить эти знаковые полотна художников, прочитать их глазами современного человека:
     
     Удивляешься: как можно,
     Взгляд от лиц не отводя,
     Кистью речь озвучить всё же…
     
     Живопись в стихах Хайдара становится говорящей поэзией. Именно осмыслением "речи" картин художников поэт определяет "свой угол зрения в круге бытия". Необычно, и, вместе с тем, появляется еще один существенный повод выразить свое восхищение, свою любовь шедеврами мировой живописи. И не просто выразить восхищение, а услышать живую речь далеких и относительно близких поколений. Творческая растворенность поэта в мире музыки и живописи придает книге особый колорит. Читатель невольно становится сопричастным вечным культурным ценностям человечества, соприкасаясь с ним сквозь призму стихотворений.
     Книга "Подарок" по тематическому содержанию достаточно объемная. К сожалению, в рецензию, при всем желании, невозможно вместить весь ее тематический пласт. Очередь за читателем. Взяв в руки книгу, он сможет на себе ощутить, каким поэтическим даром владеет поэт. Увидеть отношение Хайдара к любимой женщине, близким, друзьям, к святыням Востока… И, может быть, обрести себя, соприкоснувшись с творчеством незаурядного поэта Хайдара Бедретдинова.
     И все-таки остался открытым вопрос: в чем поэтический секрет Хайдара? И поэт сам же на него отвечает вполне убедительно в четверостишии "Секрет стиха":
     
     Здесь нету никакого волшебства:
     Да чаще — это ваши же слова…