Вадим Сикорский __ «ПО ДОРОГЕ ИСКАНИЙ...»
Московский литератор
 Номер 17, сентябрь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вадим Сикорский
«ПО ДОРОГЕ ИСКАНИЙ...»

     
     Татьяна ЛЕТНЕВА. "Многоточием любви". Лирика. — М: "Academia", 2012.
     Название рецензии на новую книгу поэтессы Татьяны Летневой я взял из названия её стихотворения в прозе. Поиск себя, своего голоса в литературе и вообще в творчестве — главное для талантливого человека. Тем сложнее "прорваться" сквозь свои "философские джунгли" к свету истины, доказать в первую очередь себе, привередливым критикам своё оригинальное видение мира и утвердиться в нём.
     У творческого человека дорога исканий всегда бесконечна. Пока жив поэт, он не удовлетворяется достигнутым, а идёт вперёд и с каждым шагом открывает что-то новое и для себя, и для читателя.
     Поэтическая книга Татьяны Летневой "Многоточием любви" вобрала в себя всё многообразие интересов поэтессы к самой жизни.
     Книга состоит из двух разделов "Чувствами наощупь" (Поэзия в прозе) и "Если женщины кошки немножко" (Миниатюры, рассказы, эссе, рецензии). Уже название разделов даёт необычное ощущение встречи с чем-то новым, настраивает читателя на тональность, характерную именно для Летневой, заставляет внимательно присмотреться к творческому поиску поэтессы.
     В первом разделе даже подзаголовки несут в себе поэтическую загадочность: "Признание без капли лжи" ("Посвящения"), "Нежная душа природы" (Пейзажи... натюрморты…), "Акварельно-блюзовая рапсодия" ("Прикосновения чувственности"), "Времени бескрайняя река" ("Путешествие в память").
     Открываем книгу почти в конце, на рассказе "Ландышевые потрясения…": "Когда-то давно я попала в лесное море ландышей. Я его не искала, ЭТОГО МОРЯ, ПРОСТО гуляла в лесу. И вдруг… Это было как откровение. Потрясение чистотой и красотой…".
     Это потрясение вызывает у автора каскад чувств, "смещение" реальности. Мысли её уходят в пространство, "захватывают" всё новые и новые воспоминания, образы и, в конце концов, приходят на глубокие философские обобщения. В одном небольшом поэтическом рассказе разворачивается необъятная картина жизни одного человека, чувствующего, размышляющего, воспринимающего мир как открытие.
     И завершается рассказ такими словами: "И насколько хватает и хватит ли в нас любви, чтобы не сойти с ума, в "тончайшей постановке" жизни? Главное — не уснуть от "сладости" в бесконечности тишины и красоты, и не задохнуться от боли хаоса…
     Только любовь держит на острие, только любовь не даёт упасть".
     Я специально привёл две больших цитаты из рассказа, чтобы читатели хоть немного уловили стилистику автора, её поэтическо-философское ощущение бытия.
     В своей новой книге Татьяна Летнева выходит на новый творческий уровень, в котором она чувствует себя раскованной от рифмы, видимо, мешающей ей ощутить всю полноту свободы. Она удачно использует приём "выделения" слов, фраз различными шрифтами, будто ставит вешки в основном тексте, подчёркивая значимость мысли, образа. Один лишь пример из стихотворения прозе "Философия осени…": "Рыжая грива. Пёстрые власы дерев ветер взлохматил…", "Смысл — то мгновенья любви в осени яркой…", "Музыку сердца, искренность — слух между строк, чуткий заметит…".
     К такой стилистике читатель "привыкает" не сразу, но потом принимает этот приём как отличительную черту автора и что-то неотъемлемое.
     Океан любви поэтессы необъятен. И каждое произведение в книге: будь то стихотворение в прозе, рассказ, эссе, любой другой жанр, как волны этого океана, захлёстывают вас, поднимают всё выше и выше, к небесам, звучат в вашей душе торжественной песней любви. Поэтесса не ищет тем для своей поэзии: они присутствуют в ней постоянно. И о чём бы она ни писала — всё становится трепетным ощущением жизни, освещённой любовью ко всему живому.
     И эта любовь, как эти волны океана, как века в истории, беспрерывны во времени. С ними нас связывают судьбы наших далёких предков, завещавших нам великое служение Руси и любовь. Об этом — поэтическая картина "Сладкоглаголивая ласточка Руси…". Автор обращается к истории — четырнадцатый век, Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской и княгиня Евдокия. Здесь тесно связано историческое событие с чувствами тех далёких людей, которые отстояли физически и духовно наше будущее.
     И во главе всего — любовь к родной земле, Богу и человеку. Великая любовь Евдокии к Дмитрию творила чудеса: "Как с поля ратного она его ждала. Страдала, тосковала, любви словами выткала простор, волненьем и тревогой бдение врагов несметных и безбожных усыпляла. Дух веры побеждает — не укор. Как виноградною лозою, душой своей обвила мысли мужа, уверенность великую внесла, чтобы Любовь Земная соком виноградным в душе, словно елей, и на губах Любовью расцвела. И жаром сердца жажду воина поила, и преданностью утоляла боль, устоями веков Царя боготворила, одаривала чувством жизни соль. Её любовь безбрежной нежностью и крепостью лилась. Великая царица — Матерь Божья, сладкоголосой ласточкой Руси звалась".
     Эта цитата дает возможность читателю увидеть картину, понять и ощутить стилистику автора, и что самое важное — заинтересоваться творчеством поэтессы, найти в нём созвучные для себя мотивы, открыть "механику" воздействия её слова на душу.
     Татьяна Летнева постоянно чувствует себя причастной к великому русскому искусству и, естественно, в первую очередь, к поэзии, поэтому многие её стихи в прозе посвящены поэтам.
     Стихотворение "Течением Гольфстрим…" ("Мой Пушкин"): "О, Александр! Милый Пушкин! И в двадцать первом веке ты — кумир кумиров, слишком русский… Мы вместе именем навечно…". Начало стихотворения "Только тихой любовью никогда не умру…", посвящённого Сергею Есенину, просто, естественно, поэтично: "На ладонях Вселенной на нас смотрит Есенин. Слов души его тени оживают из тленья… огнём танца словесным, откровеньем чудесным, вдохновенья дыханьем на безбрежье небесном… Он шептал на ветру: "Только тихой любовью никогда не умру…".
     А вот стихотворение "Сердце полнится вологодским кружевом …" ("Плач по Рубцову"): "Не была я в Вологде, не была и в Мурманске, только сердце полнится вологодским кружевом… И снежинки падают, как стихи небесные, и снега узорчато вьюжат думы кружевом, слёзы и кручинушка в завыванье крУжистом. Голос ветра, северный, смыслом одиночества и губами холода шепчет стужей-памятью сироте детдомовской, сироте средь волока.
     Кроме этих стихотворений, в книге есть ещё несколько посвящений, к примеру, творчеству Гийома Апполинера, Марине Цветаевой, скрипачу Степану Мезенцеву, пианисту Павлу Шацкому и др.
     Даже, казалось бы, частные посвящения гениям, талантам в литературе и искусстве не "замыкаются" на личностях, а расширяют их присутствие в стихах до глобальных философских обобщений.
     Можно цитировать любое стихотворение книги Татьяны Летневой "Многоточием любви", находить в ней достоинства и недостатки, но можно сказать одно — поэтесса сделала ещё один шаг "по дороге исканий…" и представила на суд читающей публики свою новую и неоднозначную работу.
     Остаётся пожелать Татьяне Летневой грамотного, вдумчивого и заинтересованного читателя и, естественно, новых свершений.