Лев Нижегородский __ ВЕТКА СУДЬБЫ
Московский литератор
 Номер 18, сентябрь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Лев Нижегородский
ВЕТКА СУДЬБЫ

     
     Лидия ФАХРЕТДИНОВА. "Разбудить солнце". — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2012 .
     Стихи Лидии Фахретдиновой не часто появляются в периодической печати.
     Но это говорит лишь о том, что автор "не бежит впереди паровоза", а относится к своему творчеству серьёзно. Поэтесса не гонится за количеством написанных строк, а пытается глубоко осмыслить тему стихотворения, найти в нём только ему присущую тональность или характерный для него сюжетный поворот.
     В новой книге автора "Разбудить солнце" диапазон тематики стихов широк. Здесь и глубоко интимные стихи о любви, и, если так можно выразиться, "повседневность", облечённая в поэтическое слово, но самое главное — это проникновенные стихи о России. Любовь к России, своей Родине, освещает ярким светом всё творчество Лидии Фахретдиновой.
     Открывает книгу стихотворение "Берегите Россию":
     
     Пел когда-то под гусли
     Песни древний Баян —
     Ведь гордился так Русью
     Сын великих славян!
     В его голосе сильном
     Слышен мудрый завет:
     Берегите Россию
     От напастей и бед!
     
     В этом стихотворении читатель видит живую связь далёкой сказочно-исторической Руси с современностью. В завете Баяна звучит основная мысль — сохранение народа. Жив будет народ и жива будет Россия.
     Признание в любви к России чувственно выражено и в стихотворении "Моя Россия":
     
     Моя Россия —
     Ты дорога дальняя
     И поле в васильковой синеве!
     Моя Россия —
     Ты судьба печальная
     И радость, что рождается во мне!
     
     Россия у поэтессы, словно мать, которую не выбирают, а принимают всей душой, любят всем сердцем, несмотря на её трудную судьбу.
     Продолжает эту тему и стихотворение "Для меня здесь Родины начало", где "отцовский дом и старый сад". Это "малая родина", без которой Лидия Фахретдинова не мыслит своей жизни как поэтессы и человека:
     
     И отсюда к жизни благодарность,
     Кровная с природой, видно, связь,
     Здесь любовь к родному воспиталась
     И любовь к Отчизне началась!
     
     К таким стихотворениям относятся также "Усадьба в Черкасском", где поэтесса с восторгом обращается к читателям, —
     
     Это счастье — вам туда попасть бы,
     А меня с селом судьба свела.
     
     "Мастера" — о трагической судьбе простых русских людей, безвинно сосланных на Колыму в своё время, "Старинная шаль":
     
     На шёлковом поле синем
     Горит ярко-жёлтый узор.
     Шаль бабушкина сохранила
     Свою красоту до сих пор.
     
     Вроде зарисовка, картинка, но бабушкина шаль — это и ретроспекция в историю, и философское обобщение:
     
     Накину я шаль на плечи,
     Чтоб память о предках хранить,
     О трёх поколениях женщин
     Поведает каждая нить.
     
     Именно "кровная с природой… связь" даёт начало всему в человеке. С раннего детства он видит всю красоту её, ощущает её величавость, облагораживающую душу. Автор пытается найти образы, связанные с человеческими чувствами, и показать их по-своему:
     
     А в России опять листопад!
     Всё идёт по законам природы.
     И с берёз ярко-рыжий наряд
     Дерзко сброшен рукой непогоды.
     Листопад, листопад, листопад!
     Сколько мудрости в осени поздней:
     Неба серого холоден взгляд,
     Но рябин зажигаются грозди!
     
     В стихотворении "Осенние мысли" вот как сказано об осени:
     
     Притихшая осень сутулится,
     На город полив жёлтый свет.
     
     Вроде дыхание прошедшей молодости, надвигающаяся безысходность, но:
     
     Над беспредельными бухтами
     Серебрящийся дым голубой
     Рассеется в полдень. Причудливо
     Блики солнца бегут над водой.
     
     И снова игра красок, бег времени назад, в молодость или в воспоминание о ней.
     В раздел "Разбудить солнце", который и дал название книге, вошли такие стихи, как: "Вас когда-нибудь очаровывал воздух…", "Улыбка цветов", "В пространстве царствует безмолвие", "Дуб", "Осенние мысли", "Этюд", "А в России опять листопад!", "Дом Земли" и в каждом из них по-своему отражены чувства поэтессы к природе.
     А раздел книги "По струнам души" составила любовная лирика! Он открывается "программным" стихотворением: "Как часто делаю я вид…":
     
     Как часто делаю я вид,
     Что безразличны мне причины
     И зла, и мелочных обид,
     Но залегли у глаз морщины.
     
     Несла я грешный свой удел
     И в буднях находила счастье.
     Бог на меня с небес смотрел
     И вновь прощал земные страсти.
     
     Искренность чувств Лидии Фахретдиновой иногда "зашкаливает", становится "неуправляемой". Но это, может быть, и хорошо потому, что читатель видит ту открытость, с которой были написаны стихотворения о любви.
     И эту мысль подтверждает стихотворение "Полутона":
     
     Я не люблю полутонов
     Нечёткость и размытость,
     Неоткровенность полуслов,
     Сердец полуоткрытость…
     …………………………..
     И не привыкну я никак
     К жизни половинной…
     
     В этом всё творчество поэтессы. Она не успокаивается на достигнутом, а постоянно ищет причину своих неудач, борется с ними только ей известными способами, которыми она и делится с читателями.
     Может быть, кому-то она поможет своим стихотворным словом: откроет невидимые духовные пласты, изгонит из слабых душ страхи, присущие слабым людям, поможет им обрести спокойствие, уверенность и любовь в жизни.
     "Жил страх во мне…" — это стихотворение именно о борьбе человека с каким-то "потусторонним" страхом, поселившимся в его душе:
     
     Жил страх во мне
     Он был сильнее воли.
     Огонь душевный, словно он гасил.
     Жил страх во мне.
     Он был сильнее боли,
     Которую день каждый приносил.
     
     Но поэтесса преодолевает этот страх потому, что он создан только её фантазией. Освободившись от него, человек совсем по-иному видит мир и своё существование в нём.
     В этой мажорной тональности хотелось бы и закончить разговор о книге Лидии Фахретдиновой.
     Я уверен, что поэтесса не остановится на достигнутом, а будет идти своим путём, "расширяя своё поэтическое пространство", и, в конце концов, обретёт душевного читателя, который оценит непосредственное чувство, вложенное ею в стихотворное творчество.