Вл. Гусев __ О ГУМАНИТАРНОМ АСПЕКТЕ
Московский литератор
 Номер 20, октябрь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вл. Гусев
О ГУМАНИТАРНОМ АСПЕКТЕ

     
     — Аспект чего? — спросят меня.
     Аспект нашей научной, духовной, просто мыслительной, наконец, административной жизни.
     Нынче и высшее руководство, и разные научные и технологические учреждения заняты тем, что называется "инновациями", реформами, погоней за современным техническим прогрессом, преодолением отставания от "передовых (по этой части) стран" и т.д. Кто же против? Да никто. Наоборот, хватит нам, наконец, "отставать" от цивилизации, пора… в общем, пора.
     Но ещё и ещё раз приходится напоминать и напоминать, что нравственное состояние общества, гуманитарная культура, само отношение в обществе к этим вопросам порой вызывают большую тревогу.
     Как водится, формально все признают важность "духовных вопросов", и не только признают, но и "призывают" "воспитывать" молодёжь, и не только молодёжь, в духе высоких истин.
     На деле…
     На деле, сами понимаете.
     Молодёжь, не слушая никаких нотаций, если и стремится в гуманитарные сферы, то в прикладные: в адвокаты (их даже уже перепроизводство), в экономисты (тоже хватает) и тому подобные.
     В основном же она стремится в сферы компьютеров, Интернета, "менеджмента"…
     Да и стремится, если позволяет профессия (электронщик, хороший медик…) умотать за рубеж, — за что её, конечно, можно обвинять, но без толку. Зарплаты у наших научных работников, при всех повышениях, допингах и исправлениях, просто не сравнимы с западными, а людям "жить-то надо", при всём возможном патриотизме.
     Люди постарше сбились с ног в поисках дополнительных заработков, а иногда и просто работы, и на все разговоры на гуманитарные темы просто строят гримасы.
     А как же сами гуманитарные работники — гуманитарные в собственном смысле этого слова?
     Учителя литературы, историки, музейные герои (иначе их не назовёшь, часто работают просто практически бесплатно, хотя им всё время что-то "улучшают"), рядовые, но опытнейшие редакторы, наконец, талантливые, но не пробивные и бесхитростные писатели, газетчики провинциальных газет… и так далее?
     Имя им легион.
     Как они-то живут?
     Как живёт хороший, но не "заслуженный" молодой, а то и не молодой, учитель литературы? Как живёт "рядовой", да и не слишком рядовой вузовский преподаватель?
     А от них зависит будущее страны: в их руках дети и та самая молодёжь.
     Как живёт…
     Да не будем.
     Всё ясно.
     В последнее время, да, предпринимаются "меры для улучшения" жизни этих слоёв населения.
     Но меры эти — косметические, говоря языком ремонтников домов и квартир.
     Но дело не только в материальном факторе.
     Где авторитет Писателя, некогда бывший непререкаемым?
     Где авторитет Учителя?
     Где авторитет Библиотекаря?..
     — Сами виноваты, — скажут некоторые.
     Есть и это.
     Но есть и более глубокое: есть атмосфера общества, которая изменилась… не в гуманитарную сторону.
     А эта гуманитарная сторона претендует не на власть, почести и пр., а просто на уважение.
     Отсутствие такого уважения сразу вроде и незаметно, но потом даёт — роковые результаты.
     Этого не докажешь, но это так.
     Пусть это хотя бы учтут (всё же!) те, от которых зависит… скажем так, настроение общества.
     
     8 октября 2012.