Сергей Бартенев __ НЕОБЫЧНЫЕ ВРЕМЕНА «ПОДОЛЬСКОГО АЛЬМАНАХА»
Московский литератор
 Номер 21, октябрь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Сергей Бартенев
НЕОБЫЧНЫЕ ВРЕМЕНА «ПОДОЛЬСКОГО АЛЬМАНАХА»

     
     "Подольский альманах". Составитель А.А.Агафонов. Выпуск 15. — Подольск, "Академия XXI", 2012.
     НЕОБЫЧНОЕ ВРЕМЯ во всех отношениях — 1990-е годы. Не буду "растекаться мыслию по древу", а скажу лишь то, что именно тогда, 16 лет назад, сбылась давняя мечта подольских писателей и журналистов — собственное издание.
     Пересматриваю старые черно-белые фотографии 1996 года, когда в День города Подольска мы впервые вышли к народу с "Подольским альманахом". Не поодиночке, а как группа литераторов и журналистов, живущих в Подольске. Первый выпуск нашего альманаха воспринимался как рождение творческой студии, литературного объединения. Да и выглядели мы в тот день — подобно представителям особого литературного течения: с новыми книгами, транспарантами, слоганами. А вокруг — множество земляков, знакомых, друзей… Помню, как один таксист, мужчина в возрасте за сорок, понаблюдав за нами, с каким-то грустным уважением сказал: "Отлично вы все организовали! В молодости мы тоже с энтузиазмом брались за новое дело. Вот так же весело и смело. И, главное, сообща, вместе…".
     Этот мужчина даже не заметил, что мы, авторы "ПА" — из разновозрастных категорий, и некоторые — постарше самого таксиста. Но он определял нас своим впечатлением, ощущением праздника и новизны. По своему энтузиазму и неожиданной, можно сказать, внезапной творческой сплоченности, все "альманашники" были молоды в тот день. В общем, "Чудеса на площади", как называлась опубликованная в № 1 "ПА" пьеса Н. Панина! Наш выход в массы назвали бы сегодня ярким интерактивным действом. И еще бы добавили — об умении работать в команде… Но собрать писателей "под одну обложку" гораздо сложнее, чем спортсменов в одну футбольную команду. Писатели — индивидуалисты даже по специфике профессии. Только издатель "ПА" Алексей Андреевич Агафонов знает о "закавыках", связанных с одновременной публикацией произведений авторов из разных "литературных цехов".
     Сразу посыпались отзывы в прессе. В Москве 16 ноября 1996 года "Народная газета" печатает статью известного ныне журналиста Александра Нефедова "Юбилейное подношение" (№1 "ПА" был посвящен 215-летию Подольска). В этой статье Нефедов дал краткий положительный отзыв на произведения наших авторов: М. Шаповалова, Н. Панина, и особенно высоко оценил рассказ С. Грачева "Мухортые ландыши". Мы все были несказанно рады. Спросите, почему? Да потому что до этого момента поэты и прозаики были замкнуты в своей творческой "кухне", и о том, кто и над чем в данный момент работал и где публиковался (если публиковался вообще), коллеги либо не знали, либо узнавали случайно или спустя годы.
     О городских литературных альманахах в те годы в России почти никто слыхом не слыхивал, и, по мнению московских критиков, А.А. Агафонов, придумавший и начавший выпускать "ПА", открыл новую веху в выпуске региональных изданий, представляющих творческое богатство Подмосковья.
     В 2001 году, после выхода третьего номера "Подольского альманаха", Юрий Говорухин и Дмитрий Евдокимов пишут статью "Двужильная жизнь упрямых интеллигентов", о нашем альманахе как о явлении современной русской литературы. Они написали, что взгляд из Москвы на творчество подмосковных жителей стал "замыленным и снобистским, да и литературные "отцы" утратили свою роль властителей дум".
     Еще про третий выпуск "ПА" столичная пресса писала, что альманах насыщен высокопрофессиональной литературой, поэтому высокомерная скидка на провинциальность просто лишена оснований: целый ряд подольских авторов имеют и книги, и публикации в крупнейших литературно-художественных изданиях России.
     Вскоре альманах стал выходить при финансовой поддержке Администрации города Подольска. И вот уже — 15-й выпуск! По сложившейся с самого начала традиции в этом ежегоднике главным редактором и составителем А.А. Агафоновым собираются в основном произведения авторов, продолжающих традиции русской классической литературы.
     За эти 15 лет в других городах появились свои альманахи, но далеко не все выжили. И, как бы ни сложилась дальнейшая судьба замечательного издательского проекта под названием "Подольский альманах", всем нам, авторам далеко не худеньких томов "ПА", и читателям тоже, — нужно быть благодарным и основателю альманаха, и Подольской городской администрации.
     Год за годом можно проследить, как расширяется география авторов: в "Гостиной" регионального "Подольского альманаха" побывали московские поэты Владимир Бояринов, Лев Котюков, Олег Шестинский, Иван Голубничий, кубанский поэт Виталий Бакалдин, публиковались прозаики Владимир Крупин и Александр Яковлев. В 400-страничном томе можно отыскать произведения любого жанра и почти любого литературного направления. Почему почти? Потому что в современном книжном мире можно, подчас, наткнуться на такие псевдо-литературные течения, в которых можно легко испачкаться. И главный редактор при составлении очередного тома, безусловно, придерживается нравственных ориентиров русской классики.
     15 лет для литературно-художественного ежегодника это, в наши времена, — как целая эпоха, и не одна. Сколько издательств и СМИ появилось за этот период, и сколько исчезло! И люди… которые не вечны. Старшее поколение авторов "ПА" заметно поредело: ушли В. Яковченко, Н. Панин, В. Ляпич.
     Жизнь продолжается, появляются, молодые, начинающие авторы, новые яркие имена.