Александр Алиев __ «О ГОРОД МОЙ НЕУЛОВИМЫЙ…»
Московский литератор
 Номер 21, октябрь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
«О ГОРОД МОЙ НЕУЛОВИМЫЙ…»

     
     Как-то довелось мне прочитать любопытное наблюдение: Петербург — город с непреходящей литературной славой, однако, практически все литераторы-петербуржцы, кто воспевал его классический образ, отражал многоликость его бытия, — Ломоносов, Державин, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Некрасов, — рождены вдалеке от Северной Пальмиры: в Москве или где-то в провинции. Одно из немногих исключений — Александр Блок. Вот о нём и поговорим немного сейчас, тем более что отмечена очередная годовщина со дня рождения великого поэта.
     
     Блок — поистине петербуржец до мозга костей. Александр Александрович довольно много ездил и по России, и по Западной Европе, однако вне Петербурга он себя не мыслил, и жить мог только там. Он любил и превосходно знал свой город — причём не только центральные его кварталы, но и самые глухие его уголки, и все ближайшие окрестности. Блоковские дневники, записные книжки и письма к родным и друзьям пестрят упоминаниями о частных и длительных скитаниях по Петербургу и вокруг него. Хотя Александр Александрович очень редко называет в своих стихах вещественные детали столичного пейзажа, весь пласт его поэзии неотделим в нашем восприятии от этого самого пейзажа — от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. Лишь усадьба Шахматово — место летнего времяпрепровождения — занимала столь же важное место в его душе.
     Мы знаем, что поэт появился на свет 16 ноября 1880 года, а произошло это событие в ректорском корпусе Императорского Санкт-Петербургского университета, где находилась квартира блоковского деда по матери, профессора ботаники Андрея Николаевича Бекетова. Позднее, когда родители Блока развелись, и у маленького Сашуры появился отчим, гвардейский поручик Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, новая семья поселилась в офицерских казармах лейб-гвардии Гренадерского полка. Здесь Блок провёл семнадцать лет. Обе старинные постройки сохранились (Университетская набережная, 9 и Петроградская набережная, 44), и фасады обеих украшены мемориальными досками.
     
     Местом обитания Блока последнего десятилетия стала Коломна. Этот окраинный петербургский район, расположенный на правом берегу Фонтанки, при слиянии её с Мойкой, Ектерининским, Крюковым и Ново-Адмиралтейским каналами, имеет весьма любопытную историю. Освоение территории началось при Петре I, когда здесь были заложены Адмиралтейские верфи и возникла дорога к загородной императорской резиденции Екатерингоф. Массовому же здешнему заселению поспособствовали сокрушительные пожары 1736 и 1737 годов, уничтожившие Морскую слободу (современные Большая и Малая Морские улицы).
     О происхождении названия района с точностью судить трудно. Возможно, что прокладываемые через заболоченный лес на месте будущих улиц прямые просеки, которые руководивший работами архитектор Доменико Трезини именовал "колоннами", превратились в "Коломну". Возможно, что это искажённое слово "колония", так как здесь проживало немало иностранцев. Более обоснованной выглядит версия, что название принесли переселённые в Петербург мастеровые из подмосковного села Коломенское.
     В районе, официально называвшемся 4-й Адмиралтейской частью, проживали поначалу матросы, адмиралтейские служители и работники, а в XIX и начале XX века — мелкие чиновники, ремесленники, провинциальные дворяне. Близость Большого, а затем Мариинского театра и Консерватории привлекала сюда музыкантов, художников, актёров. Самым знаменитым из всех обитателей Коломны был, конечно, Александр Пушкин — с 1817 по 1820 год он жил вместе с родителями в доме Клокачёва на набережной Фонтанки. На Торговой улице жили в своё время Александр Грибоедов и Михаил Лермонтов, на Офицерской — Николай Гоголь, на Английском проспекте и Канонерской улице — Пётр Чайковский. Можно назвать ещё имена Суворова и Лисянского, Репина и Серова, Росси и Тона, Глинки и Прокофьева, Кшесинской и Улановой...
     
     Писатель Константин Паустовский в очерке "Ветер скорости", между прочим, пишет: "Перед отъездом из Ленинграда мы пошли бродить по городу без всякой цели… Наконец мы вышли на безлюдную набережную реки Пряжки… Дома вдоль Пряжки были старые, низкие, и только один дом выделялся среди них. Он был в четыре этажа — обыкновенный доходный дом со скучными балконами, выходящими в сторону взморья.
     На этом доме мы увидели мраморную доску с надписью, что здесь жил и умер поэт Александр Блок.
     Сначала показалось странным, что Блок выбрал для жизни место, столь несвойственное его поэзии. Это была заводская дымная окраина. Дом стоял далеко от шума и огней Невского. Он был вынесен, как передовой форт, в устье Невы и первый встречал удары бурь и наводнений.
     Странность этого блоковского жилища требовала объяснения. Оно заключалось, очевидно, в желании поэта уйти в свой дом, как в крепость, приблизить его к заливу, к рано затихавшей окраине, где по ночам шумит за стеной терпеливый обветренный вяз.
     Можно, отложив книгу, слушать шелест его холодных листьев и скрип горячей воды в батарее отопления и думать о том, "как мы, поэты, ценим жизнь в мимолётных мелочах".
     Кто знает, может быть это желание и руководило Блоком, когда он выбирал своё жилище".
     
     Здание, о котором говорит Паустовский, — угол Офицерской (ныне Декабристов) улицы и набережной Пряжки — было возведено в 1874-1876 годах архитектором М.Ф. Петерсоном для купца I гильдии М.Е. Петровского. Дом доходный, предназначался для сдачи внаём людям среднего достатка. Через несколько десятилетий значительно расширен по проекту гражданского инженера А.И. Фанталова, в частности, переделаны служебные помещения, во дворе появились конюшня и прачечная.
     Первым обитателем этого дома (квартира № 23) стал студент университета, будущий поэт и переводчик Иннокентий Анненский. Позднее здесь поселились жена и дети Ильи Репина, который часто навещал их, приезжая в Петербург из Куоккалы. Жила здесь сестра художника Константина Сомова, автора знаменитого блоковского портрета 1907 года, жили артисты Мариинского театра, например, тенор Иван Ершов.
     Для Блока Коломна связана, прежде всего, с постановкой в 1906 году его пьесы "Балаганчик" в Драматическом театре В.Ф. Комиссаржевской. Театр располагался на той же Офицерской улице, в доме № 39. В 1911-м в доме № 40 поселилась мать поэта, А.А. Кублицкая-Пиоттух. А 24 июня 1912 года Александр Александрович с супругой Любовью Дмитриевной въехали в 57-й дом, на последний этаж, в квартиру под номером 21, все четыре окна и балкон которой смотрели на Пряжку и на переброшенный через неё небольшой мост, который поэт по аналогии с венецианским называл в шутку Ponte dei Sospiri ("Мост Вздохов").
     
     Блок отмечал: "Фабрики дымят, но находятся далеко и не коптят стёкол, за эллингами Балтийского завода видны леса у Сергиевского монастыря, церкви и мачты". Квартира не была слишком шикарной, однако впечатляла гостей светлыми просторными комнатами и уютной обстановкой. Главная комната — кабинет, в нём, по словам Корнея Чуковского, "всё... выстраивалось по геометрически правильным линиям". За письменным столом, доставшемся Блоку от бабушки, полностью сочинены стихотворные циклы "О чём поёт ветер", "Чёрная кровь", "Ямбы", "Кармен", поэмы "Соловьиный сад", "Двенадцать", драма "Роза и Крест", большая часть статей первых послереволюционных лет. Шла работа над "Итальянскими стихами", поэмой "Возмездие".
     Здесь Блок принимал визитёров. Одним из них в январе 1914-го была Анна Ахматова...
     Я пришла к поэту в гости.
     Ровно полдень. Воскресенье.
     Тихо в комнате просторной,
     А за окнами мороз
     И малиновое солнце
     Над лохматым сизым дымом…
     Как хозяин молчаливый
     Ясно смотрит на меня!
     ……………………………………
     Но запомнится беседа,
     Дымный полдень; воскресенье
     В доме сером и высоком
     У морских ворот Невы.
     А вот запись Александра Александровича в дневнике 1915 года: "9 марта. Днём у меня рязанский парень со стихами". Речь идёт о девятнадцатилетнем Сергее Есенине, впервые приехавшем в Петроград и просившем Блока о встрече. И далее: "Крестьянин Рязанской губернии… Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…" Поэт отобрал шесть есенинских стихотворений и послал его с рекомендательным письмом к журналисту М.П. Мурашову.
     Рождественские и Новогодние праздники Блоки отмечали, как правило, скромно. Хотя Северная Венеция была в эти дни особо величава и нарядна, их весь этот блеск очаровывал мало. "Новый год (1909-й. — А.А.) встретили вдвоём тихо, ясно и печально. За несколько часов — прекрасные и несчастные люди в пивной".
     
     Кроме кабинета, в квартире было ещё три помещения: столовая, спальня и комната Л.Д. Блок. Супруги прожили тут до февраля 1920 года, а затем, в связи с начавшейся политикой "уплотнения", и, не желая оказаться в коммуналке, съехали двумя этажами ниже, в маленькую квартиру (№ 23), которую снимала мать Блока. Здесь Александр Александрович и скончался 7 августа 1921 года. Его архив, библиотека, личные вещи бережно сохранялись Любовью Дмитриевной, а после её смерти они были переданы на хранение в Институт русской литературы Академии наук СССР (Пушкинский Дом), где частично экспонировались в 60-е и 70-е годы.
     К столетнему юбилею поэта старый дом на Пряжке отреставрировали, в частности, выкрасили в тёмно-красный цвет, и в ноябре 1980 года там открылся Музей-квартира А.А. Блока. Мемориальная часть занимает четвёртый этаж, на втором же развёрнута литературная экспозиция — уникальные рукописи, книги, фотографии воссоздают зримый облик Петербурга рубежа веков, тот облик, что Александр Александрович знал с детства и завещал нам, потомкам, в последнем своём стихотворении:
     Это — звоны ледохода
     На торжественной реке,
     Перекличка парохода
     С пароходом вдалеке.
     Это — древний Сфинкс, глядящий
     Вслед медлительной волне,
     Всадник бронзовый, летящий
     На недвижном скакуне.
     Наши страстные печали
     Над таинственной Невой,
     Как мы чёрный день встречали
     Белой ночью огневой.
     Что за пламенные дали
     Открывала нам река!
     ………………………….
     
     Скоро мы будем встречать очере
     дной, 2013 год. Петербург, как обычно, роскошно преобразится: появятся огромные ёлки на главных площадях, праздничные афиши и растяжки. А как только стемнеет, центр города зальют огни иллюминации, отдельные памятники архитектуры станут объектами завораживающих воображение лазерных шоу, сопровождаемых популярной классической музыкой — Чайковского, Римского-Корсакова, Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Верди, Штрауса.
     Год за годом, десятилетие за десятилетием "град Петров" бережно хранит свои исторические и культурные традиции, хранит память о великих земляках, в том числе об Александре Блоке. И так будет всегда. В этом сила и слава невской столицы.