Павел Чувиляев __ ЖИВАЯ НИТЬ ПАМЯТИ
Московский литератор
 Номер 24, декабрь, 2012 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Павел Чувиляев
ЖИВАЯ НИТЬ ПАМЯТИ

     
     "Эхо Отечественной войны 1812 года". Сборник поэзии и малой прозы. Составитель Б.Б. Катковский. — М.: ООО "СТК-пресс", 2012 .
     В ОКТЯБРЕ 2012 года тихий подмосковный посёлок Семибратово, что недалеко от ст. Пушкино Ярославской железной дороги был взбудоражен. Более 200 человек, богато одетых иностранцев, остановились у скромного, но содержащегося в порядке памятного знака. Молча постояли несколько минут, сняв шапки. Затем сели в поджидавшие их роскошные автобусы и тихо уехали — будто и не было.
     На табличке надпись: "Самая восточная точка, куда в 1812 году дошли французские войска Наполеона Бонапарта". Никаких сражений тут не было: оголодавшие в сожжённой Москве французские фуражиры зашли в богатое село в поиска провианта. И не вышли: местные крестьяне их перебили. Но дальше на русскую землю Наполеон не прошёл. Как и сказано на знаке: "Точка".
     Иностранцы же были членами весьма влиятельного во Франции (и в Европе) клуба потомков ветеранов наполеоновских войн. Бонапарт ещё в 1805 году начал платить им — в том числе простым солдатам — пенсию. Не пожизненную, а всем детям до 7-го колена. Её платят до сих пор, хотя она изрядно обесценились, и сумма скорее почётна. Французы любят и чтят своего императора, и не нам, часто забывающим ещё живых солдат Второй мировой, осуждать их.
     С чего начинается Родина? А вот с этого: приедет человек по фамилии Мортье в далёкую Россию, поклонится скромной табличке: "Здесь мой предок командовал старой гвардией под Бородино и Березиной".
     Но и мы родство помним. Сами, без понуканий власти. Мой предок — простой солдат — до Бородино не дошёл, хотя его полк спешил к сражению и слышал грохот. Под Березиной довелось им сцепиться со швейцарской пехотой, прикрывавшей переправу основных сил. Увы, отступил полк, а мой предок был тяжело ранен. Или, как у Геннадия ГОТОВЦЕВА:
     Уж где они не воевали —
     Не всё ещё известно мне —
     И под Полтавою бывали,
     И бились при Бородине.
     В воображении я вижу,
     Как под знамёнами полков
     Гарцуют предки по Парижу,
     И слышу цоканье подков.
     Память бывает и коллективной. И тогда рождается книга, из которой можно узнать множество подобных историй. Собрались поэты и писатели Северного Медведково и окрестностей в литературно-музыкальное объединение "Избранники муз". Нашли поддержку — огромное им за то спасибо! — местных властей в лице Центра досуга и спорта (ЦДИС) "Паллада" при ВМО "Северное Медведково". Книга "Эхо Отечественной войны 1812 года" в ноябре увидела свет.
     Но в ней не только о 1812 годе. Ведь в 2012-м отмечается ещё и 400-летие конца Смутного времени и 70-летие разгрома фашистов под Москвой (в книге помещена фотография встречи ветеранов Второй мировой на Бородинском поле, где довелось им сражаться в 1941-м). Как пишет Борис КАТКОВСКИЙ:
     "…местом сбора второго народного ополчения выбрали местность под Москвой, которую сейчас мы называем — Медведково. Отсюда, после поклонения Казанской иконе Божьей Матери, перед которой три дня и три ночи на коленях возносили свои молитвы воины Минина и Пожарского, отряды ушли освобождать столицу от захватчиков. Здесь князь Пожарский в 1635 году воздвиг каменную Покровскую церковь, сохранившуюся до сих пор, как памятник выдающемуся человеку. Иначе как чудом не назовёшь тот факт, что этот храм не закрывался ни разу на протяжении всего своего существования".
     Да, есть в России места мистические, которых лучше не касаться. Это каркас: пока стоят они — жива и Русь. Преданиям можно не верить, но 400-летние камни прочны. Уж и бомбили их, и из пушек стреляли, и власти пытались их у народа отнять — а стоят. Держат. Тихо, скромно, незаметно. Мимо проедешь — не увидишь. Но есть у местных жителей обычай: если человеку плохо, прийти в Покровскую церковь и, в храм не заходя, просто посидеть на лавочке. И никто ещё не пожаловался, будто принял на той скамье неверное жизненное решение. Как сказал Александр ХОЛИН:
     Что же нам горевать о пустых переменах?
     Что же сетовать снова о прожитых днях?
     Море вздыбило хвост,
     словно песня Верлена,
     Оставляя прогорклую тень на камнях.
     На нас лежит бремя передачи живой нити памяти дальше. Те, кто рождён и учится сейчас, должны представлять события 1612-го, 1812-го или 1942-го не по абстрактным, хотя и красочным, картинкам. "Кино и немцы" давно набили оскомину. Современному школьнику и студенту, близко знакомому с интернетом, об отечественной истории надо рассказывать по-иному. Например, 29 ноября в библиотеке №89 прошла интерактивная презентация книги. Целое представление, длившееся три часа.
     Гусары-ментики-кивера тоже были, не без того. Одно из стихотворений Родиона ДВОРЦОВА так и называется "Поручик Ржевский":
     Не распыляя лишних слов,
     И вспомнив о гусарском пыле,
     Он глотку перегрызть готов
     Врагу, потом — его кобыле.
     Но организаторам удалось показать главное: война 1812 года, как и прочие войны, была долгой и кровавой. И, при всем уважении, — не гусарскими атаками решался исход сражений. Над Бородино парили четыре монгольфьера (три французских, один русский). Под Березиной русская армия впервые применила в сухопутном сражении ракеты (не слишком удачно). А некоторые из брошенных французами при отступлении пушек (всего русским досталось более тысячи стволов) исправно служили век спустя, в Первой мировой войне. Сбылась мечта Наполеона: "засадить из орудий по Зимнему дворцу в Петербурге". Одна из трофейных французских пушек действительно стреляла по дворцу во время революции в ноябре 1917 года. Как сказано у Виктора АЛИМИНА:
     Но наш пушкарь, держась за флеши,
     Прямой наводкой бил в упор;
     В рядах врага, проделав бреши,
     Крутой затеял разговор.
     Эти, и многие другие малоизвестные исторические факты были любовно собраны и удачно преподнесены сотрудниками библиотеки №89 и авторами сборника. Одно время библиотеки считались вещью не сильно нужной: мол, в век интернета бумажная книга не интересна, лучше читать с экрана. Жизнь показала, что это во многом миф. Если книга — как "Эхо Отечественной войны 1812 года" — хорошо составлена и отредактирована, она пользуется спросом и у современного читателя.
     А библиотеки утрачивают функцию простого книгохранилища (тут действительно лучше по интернету), зато приобретают новое (хорошо забытое старое) качество — очага культуры. Если хотите, в жизнь успешно возвращаются избы-читальни. Не в качестве помещения для чтения, а как место встречи, презентации и обсуждения прочитанного. Возможно, наша власть и желала бы видеть нас разобщенными, уткнувшимися носами в индивидуальные мониторы. Но мы-то этого не хотим. Где местной интеллигенции можно собраться для живого общения? Причём бесплатно: люди не концерт пришли слушать, за что и заплатить не грех, а книгу обсуждать. В библиотеке или в ЛИТО!
     Тем более, когда обсуждать есть что. В книге "Эхо Отечественной войны 1812 года" собраны произведения 65 авторов. Стихи, проза, воспоминания о 1941-42-м. Среди участников сборника как члены Союза писателей России, так и недавно начавшие писать авторы. И порой у молодых получается лучше, чем у маститых "зубров". Вот взгляд на войну, как таковую — от Елены ВАСИЛЕНКО:
     Бинт засох на ране. "Потерпи, милок!"
     Словно голос мамин. Ты — не одинок.
     Ласковые руки, щедрая душа.
     Отступают муки и дают дышать.
     …………………………………….
     Дорогая, где ты? Нет тебя родней.
     Пулею задета через восемь дней.
     Ночь кошмаром вяжет. Снова одинок.
     И никто не скажет: "Потерпи, милок…"
     Книга получилось отнюдь не агитационно-патриотической, но человеческой. Спору нет, историю надо изучать и хранить. Но действует в истории человек, без него она просто бессмысленна. Тем более, что ХIХ век в России-время не только великих войн, но и гениальных поэтов, о чём в книге тоже сказано немало.
     Сборник "Эхо Отечественной войны 1812 года" интересен не только с чисто художественной точки зрения, но и как неплохое учебное пособие по истории, литературе и даже истории русской литературы. Недаром к нему проявили столь большой интерес школы и ВУЗы. Книга является официальным изданием, и в качестве такового поступила в библиотеки. Усилиями организаторов сборника её получили все библиотеки Северного Медведково. Кроме того, она поступила в более чем 30 школ. Забирали со всей Москвы: Бибирево, Алтуфьево, Сокол, Отрадное, Коньково, Новокосино, Сокольники, Царицыно...
     Книга очень искренняя. Как сказано у Елены ЖМАЧИНСКОЙ:
     Ты верь мне милый, ты мне только верь!
     Твоей души оттаявшие льдины
     Размоют боль придуманных потерь.
     Пока все живы — нет другой причины.
     Ты верь мне милый, ты мне только верь…
     Верим. И, пожалуй, это в книге — главное.