Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

ВЕЛИКИЙ КОРМЧИЙ

ВЕЛИКИЙ КОРМЧИЙ

Двадцатый век породил немало тиранов. Но на Востоке тиран - больше, чем тиран. Восточная тирания особенно безжалостна к собственному народу, особенно изощренна. Отношение к собственному народу со сторону правителей - вопрос сложный. Известно, к чему приводит мягкость руководителей. К чему приводит жёсткость - тоже известно. У каждого метода - свои поклонники. На востоке мягкость не особенно в чести. Мао Цзедун - классический восточный деспот. Многие до сих пор содрогаются при упоминании его имени, но есть и те, кто восторженно повторяет его изречения, считая председателя Мао мудрейшим из мудрейших. Сами китайцы до сих пор называют его Великим Кормчим.

Бунт

Задатки лидера Мао обнаружил уже с юных лет. Во многом это определялось тем, что он был для китайца весьма высок ростом (177 см), хорошо сложен и обаятелен. Хоть Мао и происходил из крестьян, в то время беднейшей части китайского общества, его семья как раз была весьма зажиточна. Свободного времени было больше чем достаточно, и будущий диктатор читал зарубежные бестселлеры, увлекался старинными китайским книгами. В общем, погружённый в свой внутренний мир юноша не представлял никакого интереса для практичного отца, и тот решил пораньше освободиться от никчёмного наследника. В 14 лет он женил сына на соседской дочери Тао Сыон. Казалось бы, всё хорошо. Пышная свадьба свидетельствовала о явном счастье молодых, да и выгоден был этот брак для обеих семей. Но вся беда в том, что Мао не питал к своей малолетней супруге никаких чувств. Через несколько месяцев он взбунтовался и сбежал от нелюбимой жены. Строптивый юноша бунтовал не только против отцовской воли. Мао восстал против всего традиционного уклада китайской жизни тех лет.

Именно тогда, скорей всего, в голове Мао Цзедуна зародилась мысль, которую он сформулирует много лет спустя: "Без разрушения нет созидания. Разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины - и есть созидание".

Походы и временные союзы

Начав самостоятельную жизнь, Мао достиг ощутимых успехов. Он женился по любви на Ян Кагуэй, дочери профессора семинарии, владел небольшим книжным магазином, имел дом в райцентре Чанши, растил троих детей. Но обывательское счастье вовсе не удовлетворяло Мао. Он мечтал совсем о другом. Власть над умами - вот чего хотел Мао Цзедун от жизни. Поначалу он пытался реализовать честолюбивые помыслы, сотрудничая с правящей партией помещиков и капиталистов Гоминьдан, возглавляемой генералом Чан Кайши. Было даже время, когда он занимал в партии ответственные посты. Но потом вступил в конфликт с руководством Гоминьдана и нашел пристанище в опальной КПК (Коммунистическая партия Китая). А вскоре Чан Кайши объявил коммунистам настоящую войну. Мао стал врагом своей бывшей партии. А бывшие друзья, как все знают, становятся самыми непримиримыми врагами... Когда правительственные войска вошли в Чанши, Мао бежал в горы. Жена и дети беспрекословно последовали за ним. В горах бывший владелец книжной лавки создал боевую партизанскую группу и начал активные военные действия против режима. Мао проявил недюжинные организаторские способности и число его сторонников неуклонно росло. Ян Кагуэй в то время для Мао была не только женой, но и верной соратницей. В отряде она выполняла важную пропагандистскую работу. Все были уверены, что она никогда не предаст и будет к противнику также беспощадна, как и мужчины, а то и сильней. Но Мао, тем не менее, опасался за жизнь жены и детей. Слишком беспощадная шла борьба, слишком опасно было семье быть рядом с партизанским командиром. Однажды Мао уговорил Ян Кагуэй остаться в безопасной, по его мнению, горной деревушке, а сам со своим отрядом отправился дальше. Однако события стали разворачиваться не так, как предполагал Мао. В деревню неожиданно вошли гоминьдановцы. Жену Мао в течение долгого времени подвергали чудовищным пыткам, дабы он выдала местонахождение мужа. Но верная Ян молчала. В итоге её казнили, а детям каким-то чудом удалось спастись. Любопытно, что пока Ян Кагуэй претерпевала страшные мучения, Мао в походных условиях сошелся с юной красавицей Хэ Цзичжень. Он сопровождала Мао всюду и через некоторое время родила ему дочь. Что ж! Жизнь есть жизнь. Смерть есть смерть. И от этого никуда не уйдёшь.

Борьба с чанкайшистами всё ожесточалась, партизаны отступали всё глубже в горы, и новая подруга стала серьёзной обузой. Шла настоящая война, и Мао справедливо посчитал, что кормящей матери не место в отряде. Он решил переправить её вместе с ребёнком через границу к советским товарищам, с которыми уже тогда поддерживал тесную связь. Увы... Холодная русская зима оказалась так непривычна для малютки, что она чуть не умерла от простуды. Её по ошибке даже завезли в морг. После этого случая её мать Хэ Цзичжень повредилась в рассудке, и была помещена в сумасшедший дом. Там она провела шесть лет. Много лет спустя, когда Мао наконец пришёл к власти, Хэ вернулась в Китай. Но диктатор не захотел пускать бывшую подругу в Пекин. В жизни и так хватало безумия.

Но всё это было много позже. А тогда, в 1938 году, японское вторжение на время остановило борьбу Мао с Гоминьданом. Чан Кайши и Мао Цзедун заключили перемирие. Мао стал одним из командиров китайской регулярной армии и успешно сражался с интервентами. Но если уж колесо истории крутится, то остановится нескоро. Ещё один оборот, и,как и следовало ожидать, хрупкое перемирие заклятых врагов закончилось. Это случилось в тот день, когда японцы убрались из Китая. Противостояние возобновилась до победного конца. Мао Цзедун оказался сильнее. Древняя страна Китай тогда ещё не знала, что её ждёт в ближайшем будущем...Она до сих пор не знает, что началось с воцарением Мао. Было его правление счастливым сном коммунизма или же кошмарной явью диктатуры. В конце концов, сами разберутся...

Сто цветов и культурная революция

Мао Цзедун правил Китаем двадцать шесть лет. Можно по-разному оценивать итоги его правления. Но одно очевидно: своих противников Мао всегда опережал на один шаг. Он быстро усвоил главнейшую истину всякой революции, и первым делом стал избавляться от тех, кто привёл его к власти. Большинство руководителей китайских коммунистов происходили из богатых и образованных семей. Именно с бывшими товарищами и начал борьбу Мао. Интеллигенция, которая формировалась в Китае 150 лет, была объявлена председателем КПК главным врагом нации. Средством её уничтожения стали изобретённые самим Мао "митинги классовой борьбы". Эти "митинги" полностью подменили собой всю судебную систему. На "митингах" клеймили буржуазных контрреволюционеров, а порой сразу расправлялись с ними. У революции нет времени долго судить своих врагов. Вспомните любую. Пропуская один оборот исторического колеса, можешь быть раздавлен спицами. Мао знал этот закон. Поэтому и торопился. Поэтому и считал необходимыми для поддержания личной власти: непрерывную пропаганду и террор. Казалось бы, рецепт - проще некуда. Но результат достигался феноменальный. И даже то, что затеянные Мао реформы хозяйства оказывались не всегда эффективными, китайцы обожали своего Председателя...Они шли за ним, не разбирая дороги и почти ослепнув. Но всё-таки шли...

Книги, прочитанные в детстве, привили Мао Цзедуну образное мышления. Он умел дать своим гениально спланированным кампаниям эффектные названия. Несмотря на всеобщую маоистскую эйфорию, Мао подозревал, что некоторые из его сторонников только изображают энтузиазм, а на самом деле думают по-другому. Подозрения оказались небезосновательными, и тогда диктатор объявил о начале движения "Ста цветов". Это был гениальный и по-восточному мудрый политический ход. Никто не распознал сразу его подлинный смысл. Формальный пафос "Ста цветов" состоял в том, чтобы каждый мог критиковать линию партии, высказывать свои предложения. Просто какая-то перестройка по-китайски! Критика, действительно, последовала. Все тщательно маскировавшиеся отщепенцы и сторонники дрянной демократии повылезли из своих нор. Мао запоминал их, ждал, думал...А через год вновь прибегнул к образам. Он применил не сложную, но очень эффектную политическую метафору... Однажды Председатель заявил, что пора "выпалывать сорняки". Каково! Понятно, кто имелся виду под сорняками. Выпололи их быстро и успешно. Знать надо, когда и кого критиковать. 

Мао правил Китаем умело, тактически грамотно. Нация дисциплинировалась, освобождаясь от паразитов. Но Мао не был бы столь велик, если бы начал почивать на лаврах, удовлетворясь достигнутым. Апофеозом деятельности китайского вождя стала знаменитая культурная революция. Своё начало она берёт в 1966 году. Зачем же она была нужна престарелому Мао? Дело в том, что пропаганда без террора долго не действует. Террор постоянно необходимо возобновлять. Ведь и в совершенном обществе найдутся недовольные. Нашлись такие и в маоистском Китае. Они стали посматривать с надеждой на окружение вождя, особенно на внешне респектабельных Лю Шаоци и Дэн Сяопина. В народе стали поговаривать, что Председателю пора на покой. Мао ответил на эти разговоры быстро. Он посмотрел в сторону Лю Шаоци и Ден Сяопина. И посмотрел выразительно. И последовало за этим вот что...

В 1966 году Мао на площади Тяньаньмынь встретился с подростками. Расчёт был верен. Молодёжь ликовала после этого несколько дней. Ещё бы! Сам Мао, великий вождь, снизошёл до них! А вождь использовал этот восторг в своих целях. Он озвучил, на первый взгляд, не очень конкретный приказ: борьба с капитализмом не должна прекращаться ни на секунду. Но выполняться он стал почти мгновенно. Из юнцов быстро формировались боевые отряды хунвэйбинов. Они были готовы беспрекословно выполнить не то что приказ, а любое пожелание своего любимого вождя Мао Цзедуна. И Мао Цзедун это знал. Как вы думаете, кто был объявлен первым капиталистом? Конечно же, Лю Шаоци. Его убили безжалостно. Дэн Сяопин был заклеймён как "капиталист номер два, карлик и деспот с собачьей головой". По невероятному стечению обстоятельств ему удалось выжить. Но хунвейбины выбросили из окна пятого этажа его сына. 

В начале семидесятых годов культурная революция окончательно победила. Так считали все, кроме Мао. Для порядка надо было ещё расправиться теми, чьими руками она вершилась. Приём известный и действенный. Ведь надо на кого-то всё свалить. А свалить лучше всего на мёртвого, чем на живого. И вот в 1974 году при загадочных обстоятельствах погиб один из командиров культурной революции, ближайший соратник Мао и гипотетический его преемник Линь Бяо. Поговаривают, что Линь Бяо готовил заговор... Как бы то ни было, Мао снова опередил всех.

Плейбой

Частная жизнь Мао Цзедуна совершенно не вмещается в привычные представления об образе жизни диктаторов. Обычно диктаторов отличает склонность к аскетизму, стремление опустить над личной жизнью плотную завесу. Мао не таков. Он мог дать сто очков вперёд любому американскому плейбою. Его любвеобильность соседствовала с жестокостью и равнодушием. Мало кому из любовниц удалось закрепиться в его памяти. Да и первые три жены забылись как-то сами собой. Но вот четвёртая овладела его душой всерьёз. 

Познакомились они в 1938 году. За плечами Цзян Цин была театральная карьера и множество романов, Мао Цзедун почти всю свою сознательную жизнь сражался, не жалея себя. Несмотря на разницу в возрасте, страсть оказалась нешуточной и для него, и для неё. Как-то Цин сказала: "Я выйду замуж только за самого известного человека в Китае". Тогда она не имела в виду Мао. Но жизнь указала ей на ошибку, сделала мечту реальностью. Цин была женой Мао до самого конца, но принесло ли ей это счастье? Вряд ли. Хоть и жила в роскоши, и на политику страны влияла. Но не было самого главного для женщины - верности мужа. Невозможно сосчитать сколько раз изменял ей Мао Цзедун. Особенно часто в жизни Председателя стали появляться другие женщины в весьма зрелом возрасте. Откуда такая не стареющая любвеобильность? 

Всё объясняется просто. Достигнув шестидесяти лет, Мао увлекся учением даосизма. Согласно этому учению, путь к бессмертию лежит через активную личную жизнь. А умирать Великий Кормчий не хотел.

Но давно известно, что смерть и любовь ходят недалеко друг от друга. Настоящая любовь пришла к Мао Цзедуну всего за четыре года до конца его бурной жизни. Её звали Чжан Юфэн. Восемнадцатилетняя проводница правительственного спецпоезда, - она в одночасье сделалась едва ли не первым человеком в государстве. После 1974 никто, кроме личного врача, не мог зайти к вождю без личного позволения Чжан Юфен. Чжан отличалась вульгарностью и была, мягко говоря, малообразованна. Частенько позволяла себе издеваться над высшими сановниками. Но Мао всё прощал ей. Влияние её казалась почти безграничным. Единственное, что было не под силу Чжан, это остановить бесконечный поток возлюбленных Мао. И тут уже не поймешь, что оказалось сильнее любви - жизнь или смерть?

К членам своей семьи Мао относился холодно. О своих многочисленных погибших родственниках спокойно говорил, что они отдали жизнь за революцию. В начале шестидесятых годов он вдруг захотел повидать свою первую жену, ту самую соседскую дочь. Увидев нищую старуху, он с негодованием отвернулся. Но потом всё же бросил ей несколько монет.

Любовь так и не раскрыла Мао секрет бессмертия. В 1976 году вождя китайского народа не стало. Цзян Цин пыталась захватить власть в стране, возглавив пресловутую "банду четырёх". Но ей этого не позволили, Она была осуждена и покончила с собой в тюремной камере.

Есть версия, что тело Мао плохо мумифицировали, и у мумии отвалилось ухо. Тело, вроде бы, срочно заменили манекеном. Что ж, если это так, то остаётся заметить, что история всегда улыбается последней, даже тем, кто так хотел её обхитрить. Хотя Мао в самом деле было уже всё равно. Он сделал своё дело и ушёл непобеждённым.

Ныне Китай - процветающая страна. Во многом благодаря политике Мао, во многом вопреки ей. А от самого вождя остались стихотворения, которые он писал всю жизнь, и интереснейшие афоризмы, помогающие понять, что же за человек был этот любвеобильный, волевой и жестокий самый известный китаец в двадцатом веке.

Максим Замшев

ИЗБРАННЫЕ АФОРИЗМЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МАО

О КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Армия без культуры - тёмная армия, а тёмная армия не может побеждать.

Различие между буржуазным искусством и искусством пролетарским можно представить себе как различие между прославлением абстрактных представлений о любви, свободе, человеческой природе и материалистическими формулировками этих понятий, укоренёнными в реальной борьбе человечества. Мы не пытаемся подчинить искусство политической борьбе - мы скорее рассматриваем его как один из компонентов политической борьбы. Поэтому мы и применяем политические критерии при его оценке.

О ВРАГАХ

Необходимо проводить чёткую грань между своими и врагами, нельзя занимать враждебную позицию по отношению к товарищам и подходить к ним как к врагам.

После уничтожения врагов с оружием в руках остаются враги без оружия. Они непременно будут вести против нас жестокую борьбу, и их ни в коем случае нельзя недооценивать.

Уничтожив вооружённого врага, подумаем о врагах скрытых, а они неизбежно поднимутся против нас не на жизнь, а на смерть: поэтому будьте бдительны. Не поставить вопрос ребром сегодня - будет смертельной ошибкой завтра.

Всё то, против чего борются враги, надо поддерживать, а против всего того, что враг поддерживает, надо бороться.

Быть объектом нападок врага - дело хорошее, а не плохое. 

Враг сам по себе не исчезнет. 

Насколько логика империалистов отличается от логики народа! Козни, поражение, вновь козни и вновь поражение, и так до самой гибели - такова логика империалистов и всех реакционеров в мире, с которой они подходят к народному делу, и они ни в коем случае не будут действовать вопреки этой логике. 

Русский царь был бумажным тигром, китайский император был бумажным тигром, японский империализм был бумажным тигром. Гитлер и Муссолини также были бумажными тиграми. Ведь со всеми ими было покончено. С американским империализмом ещё не покончено, у него есть и атомные бомбы. Но я думаю, что с ним также будет покончено, он тоже является бумажным тигром. 

О СИЛЕ СЛОВА

Не количеством, а качеством. Выступления, речи, статьи и резолюции должны быть лаконичными и чёткими. Не следует также затягивать совещания.

ОБ ИСТОРИИ

Классовая борьба, в которой одни классы побеждают, другие уничтожаются - такова история, многотысячелетняя история цивилизации. Толкование истории с этой точки зрения называется историческим материализмом, а с противоположной точки зрения - историческим идеализмом.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru