Наталья Алексютина __ ЧТО НАША ЖИЗНЬ? СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО…
Московский литератор
 № 6, март, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Наталья Алексютина
ЧТО НАША ЖИЗНЬ? СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО…
Анна СЕРАФИМОВА. "Грани". — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2012.


     Воистину прав был тот, кто заявил, что, когда ничего не остаётся, остаётся только смеяться. Смех лечебен и целителен. И, даже в случае полнейшей безнадёги, а безнадёгой в новой российской реальности попахивает всё сильнее, именно за ним сохраняется роль последнего пристанища. Выжившие да спасутся в смехоубежище.
     Умные люди давно поняли, что смех можно использовать с разными целями. Злые умные люди — обсмеивают и насмехаются, добрые умные люди — иронизируют и занимаются карикатурой. И в том, и в другом случае эффект, как правило, бывает достигнут. Потому что истории ещё неизвестен человек, который отнёсся бы равнодушно к смеху над собой. Но в том-то и разница между злыми умными и добрыми умными людьми, что первые объектом потехи делают человека, а вторые — явление, процесс. Анна Серафимова принадлежит ко второй категории. Её книга "Грани" — это карикатурное отражение того, что происходит сегодня в нашей стране. Это сатира высокой пробы, поскольку за ней прячется, и иногда нескрываемо демонстрируется авторское отношение к процессу бытия Отечества. Причём, в отношении этом больше участия, чем критики.
     Как и положено хорошей прозе, фельетоны Анны Серафимовой лаконичны. Читаются на одном дыхании. Каждый из них выделяет некое явление сегодняшних будней и от души препарирует его, зачастую доводя сюжетную линию до абсурда, до полного, выразительного шаржа. Примечательно, что фельетоны нельзя пересказать. Они, как хороший анекдот, играют только в устах умельца. Как выразилось бы поколение Apple, вся фишка в непередаваемой связи слов, композиции предложений, развитии замысла и доведении его до финальной точки.
     Есть и особенности, присущие стилю только этого автора. Прежде всего, выводить по окончании своеобразную мораль, что роднит эссе с басней в прозе. Следует заметить, что где-то это более чем уместно, а какие-то из фельетонов именно по этой причине проигрывают, поскольку и без резюме прекрасно иллюстрируют ту или иную "дурную" общественную или чиновничью привычку.
     По прочтении того или иного сюжета хочется не столько смеяться, сколько в недоумении качать головой: "Неужели, неужели это возможно? И мы, и нам с этим жить?". Нет, конечно, речь не идёт о каких-то сенсационных откровениях. Увы, нам многое известно, кое-что понятно, — ну, не дураки же мы, в самом деле! — однако так намеренно и прицельно сгущать краски, с такой размашистой щедростью насыщать их цветом мало кто пробовал. Всё больше беззубенько да эпизодически и по верхам. Не говоря уже о так называемой эстрадной сатире, которая во времена Аркадия Райкина несла смысловую нагрузку, а ныне смехотворно убога.
     На мой взгляд, очень удачен приём гиперболизации, применяемый во многих фельетонах сборника. Чувствуется, что автор мастерски с ним управляется. Взять пример из жизни, размасштабить его, начинить гротескными образами, и — о, чудо! — всё узнаваемо и при кратном увеличении и противно, и смешно до невозможности. Кому-то это может нравиться, кому-то нет, но работает данный приём исправно: не приглаживает неприглядность и выпячивает фальшь.
     Совершенно сознательно не цитирую из "Граней". Потому что считаю это нецелесообразным, да и, по большому счету, вредным для книги. Двумя-тремя абзацами всё равно не охарактеризовать своеобразие, оригинальность авторской манеры, а то, что не передано, может быть не принято и не понято. Как говориться, лучше один раз прочесть, чем ознакомиться с семью рецензиями.
     Безусловное достоинство "Граней" состоит в том, что читателя от души, по-русски, одарили политической сатирой. Сатирой приперчённой и зубастой. Такой, какой она, собственно, и должна быть, и какую изредка можно услышать разве только из уст кавээнщиков. Чтобы создавать такие произведения, нужно быть очень наблюдательным, цепким на художественные связи и образы. Кроме того, требуется немалая отвага. В новой политической формации, в которой живём, желание и умение сказать то, что думаешь, зачастую воспринимается, как подвиг. Кстати говоря, и этому в книге отведено достаточно места.
     "Грани" — книга гражданина-художника. Несмотря на очевидную повторяемость главной мысли, она завораживает, как магический кристалл. Жаль только, что будущее, рисующееся в нём, не блещет разноцветьем красок, а всё больше представляется в унылой серо-чёрной гамме. Кажется, мы это уже проходили…