Вл. Гусев __ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
Московский литератор
 № 6, март, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вл. Гусев
О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ


     
     Нормального литературного процесса у нас так и нет, и ситуация всё усугубляется. Реальные художественные и умственные достоинства кем-то уважаются, кем-то нет, но всё время оказываются, как бы это сказать, не на первом плане, да и уважаются-то как нечто неглавное. На первый план выступают качества, всем известные, но с которыми неизвестно что делать. Это или суперактивность, "нахрап" самих авторов или сочувствующих им (жёны, вдовы, ближайшие "друзья" и "подруги" и т.д.), или произвол различных литературных начальников и издателей, к тому же сплошь и рядом соперничающих между собой, не любящих друг друга (делят Литфонд и пр., да и мало ли почему), главными героями своих изданий делающих самих же себя и т.д., пресловутый "кучкизм", разбивающий всю литературу на кучку "своих" и кучки "всех остальных", беспардонное вмешательство различных deus ex machina — администраторов, особенно местных, в областях, телевидения с его непредсказуемыми критериями (очень мощный фактор), разумеется Интернета, о чём мы писали несколько раз, ну и уж, конечно, — денег, денег и денег. Оплачиваются частным образом рецензии, публикации в тех или иных коллективных изданиях, книги вообще почти все издаются за свой счёт или за счёт богатых дядей, тётей, родственников и знакомых; журналы, по ряду причин, о которых много раз говорилось, потеряли свою ведущую роль в литературном процессе и порой вообще неизвестно зачем существуют.
     Названо ещё не всё, но и так понятно, что в такой атмосфере "пресловутые" критерии качества, ума и таланта, упомянутые выше, на деле как бы теряют свою объективную ценность и становятся просто "одними из качеств", иногда желательными, а чаще просто забытыми. Хотя при этом слова "великий", "гениальный", "талантливый" так и мелькают в разговорах, прессе, аннотациях, врезах и даже в названиях книг и сборников. Надо ли говорить, что всё это давно формализовано, и появись среди нас Пушкин или Толстой, о нём не знали бы, что сказать. Какие эпитеты применить. Всё уже израсходовано.
     Ждут рецептов.
     Ох, эти рецепты.
     Главный рецепт был бы — нормальное состояние общества и умов. Но сие не от нас зависит.
     Для утешения посоветовал бы всё же увеличить количество государственных издательств и изданий, да посадить туда нормальных молодых ребят, которые бы ни от кого и ни от чего не зависели, кроме своих зарплат, разумеется тоже нормальных, а не "косметических". Да имели бы опять-таки нормальные вкус и ум.
     Но это, кажется, уж тоже… идеализм.

19 марта 2013.