Александр Алиев __ «ГОСУДАРЬ РУКУ ПРИЛОЖИЛ...»
Московский литератор
 № 6, март, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
«ГОСУДАРЬ РУКУ ПРИЛОЖИЛ...»


     Среди представителей российской царской и императорской династии Романовых, 400-летие с момента воцарения которой отмечается сейчас в России, особо нужно выделить, конечно же, Петра I Алексеевича. До сих пор не устаёшь поражаться исполинскому масштабу этой личности! Зримые воплощения бессмертных Петровских деяний мы до сих пор видим почти на каждом шагу. Воистину, как сказал Александр Сергеевич Пушкин,
      
     То академик, то герой,
     То мореплаватель, то плотник,
     Он всеобъемлющей душой
     На троне вечный был работник.
      
     А ведь посреди всех своих дел государь находил ещё время для занятия "архитектурой". Известно, что Пётр "сочинил" восемь рисунков храмовых зданий; семь из них были возведены в Невской столице (не сохранились), одно — в столице Первопрестольной (стоящая поныне церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице).
     Предания связывают с царским именем также два великолепных образца культовой архитектуры, возведённых на Русском Севере. Кстати, обитателям тех мест, никогда не знавшим крепостного права, особенно памятен оказался образ Петра, не боявшегося никакого чёрного и тяжёлого труда, умевшего делать всё! "Вот царь был так царь, — говорили о Петре крестьяне Олонецкого края, — даром хлеба не ел, пуще бурлака работал".  
      
     Есть в нынешнем Вытегорском районе Вологодской области, на реке Вытегре, сельцо Анхимово с населением порядка трёхсот человек. Раньше оно носило другое название — Вытегорский погост — и относилось соответственно к Вытегорскому уезду Олонецкой губернии, а задолго до того принадлежало именитым новгородским боярам, в том числе Марфе Семёновне Борецкой, или Марфе-посаднице. И раньше здесь располагалась деревянная восемнадцатиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, истинный шедевр Обонежского зодчества. Ещё в 1870 году член-корреспондент Императорского Археологического общества А.Т. Жуковский докладывал письменно Александру II: "…Вытегорская Покровская церковь в Вытегорском погосте по наружному своему виду и по времени построения есть замечательный христианский памятник Петровской старины во Вытегорском граде".   
     История этого храма началась в конце XVII столетия. Летом 1693 года молодой государь Пётр Алексеевич проездом в Архангельск останавливался в сих местах и замысливал сделать их частью водной системы, которая соединила бы Балтийское море и Волгу. Рассказывают, что в деревне Крюково жил тогда же весьма зажиточный крестьянин Плотников, имевший единственного сына грамотея. Когда через несколько дней Пётр распорядился заготавливать лошадей и подводы, и присланный им сержант читал об том указ, Плотников-младший якобы вслух ругал царя и, сверх того, сильно нагрубил сержанту. Тот всё передал государю да ещё в преувеличенном виде.
        Петр, будучи не в духе, сейчас же приказал казнить виновного. Старик отец, в ужасе от столь строгого приговора, пал в ноги самодержцу и заклинал его пощадить сына, предлагая взамен своё богатство. Однако государь остался непреклонен. Убитый горем Плотников, не зная кому оставить наследство, вздумал соорудить над могилой отпрыска богатую церковь, для чего вновь обратился к Петру со слёзною просьбой. На сей раз царь внял мольбе и сам быстро набросал рисунок-чертёж.
     Так это было или не так, но к возведению храма приступили только в 1708-м, о чём гласила надпись на тябле иконостаса. Ряд документов со ссылкой на мраморную доску, укреплённую в церкви, называет имена двух главных строителей — восьмидесятилетних Петра Невзорова (из деревни Гозино на Дмитровской горе) и Буняка (из деревни Исаковская на реке Татажме); всего же в артели насчитывалось 63 мужика и 12 баб. Впрочем, подробная "Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих… Олонецкой губернии", составленная в конце XIX века, о подобной доске совершенно не упоминает. Но и сведения о некоем голландском архитекторе, специально приехавшем по повелению государя, не более чем апокриф.
     Основной объём строения представлял собою восьмерик, к которому с четырёх сторон пристроены были прирубы. Из них восточный — главный алтарь — пятигранный, равно как и придельные алтари (апостола и евангелиста Иоанна Богослова и великомученика Георгия Победоносца), приставленные с востока к северному и южному прирубам. В церкви установили старинного типа тябловый иконостас (алтарную преграду). Потолок же в традициях северного зодчества устроен был "небом" — в форме пологой усечённой пирамиды с росписями.
     Покровская церковь всегда пользовалась вниманием Петра I. Так, ко дню её освящения государь передал сюда напрестольное Евангелие, отпечатанное в Московской типографии ещё в 1701 году. Жёсткий переплёт Евангелия декорирован синим бархатом с серебряными бляхами и замком. А осенью 1711-го Пётр вновь оказался в Вытегорском погосте и остановился у здешнего священника. В присутствии высокого гостя в храме был отслужен торжественный молебен по случаю благополучного завершения Прутского похода против турок. В память об этом событии батюшка написал позже калеографическую версию Азовской иконы Божией Матери — Знамение Множества Мира. На этой иконе изображена в центре Богоматерь с Младенцем Христом на фоне государственного двуглавого орла; справа — святой апостол Пётр, небесный покровитель царя; слева — святой Алексий, человек Божий, небесный покровитель наследника-царевича Алексея Петровича. Внизу помещены изображения крепостей Азов и Казы-Кермень, а под ними читаем надпись: "писал сей образъ Попъ Климентъ Макарьевъ".
      
     Между тем продолжалась Великая Северная война, и в приграничном Заонежье, довольно натерпевшемся от шведов, которых тут звали "немецкими людьми", с особым воодушевлением встречали известия об успехах русских войск. И недаром, видимо, именно в год первой победы нашего флота у мыса Гангут (1714) появилась знаменитейшая летняя церковь Спаса Преображения на острове Кижи. Ликующе-многоглавый храм стал венцом отечественного деревянного зодчества, главным символом мастерства "художников топора". Хотя бытующие легенды, будто бы Пётр I также приложил руку к его созданию, никак документально не подтверждаются, нет практически никаких сомнений, что ставила здание та же плотницкая артель, что и храм Покрова. У обоих сооружений прослеживается определённая взаимозависимость, вытегорскую церковь часто именовали "старшей сестрой" кижской.
     Спасо-Преображенский храм о двадцати двух главах является теперь частью Музея-заповедника "Кижи" и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО плюс в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Справедливости ради следует подчеркнуть, что сегодняшнее состояние церкви оценивается как плохое, и вся конструкция держится только за счёт внутреннего металлического каркаса, установленного в начале 1980-х. Закрытую для посещения церковь планируется полностью отреставрировать к 2014 году, когда будет отмечаться её 300-летие. И так отрадно, что чудеснейший памятник архитектуры дошёл до наших дней. Чего, к сожалению, нельзя сказать о Покровском храме…
     Тот несколько раз ремонтировался, а в сентябре 1793 года из-за сильного оседания подвергся разборке и перепостановке на каменный фундамент, после чего вновь освящён. Немного позже, как и в случае с Кижами, бревенчатые срубы покрыли тёсом и выкрасили белой краской "под камень", а многочисленные главы обили листовым железом. Изнутри сделали росписи на библейские сюжеты. Когда уже при советской власти Вытегорский погост и окрестные деревни объединились под новым названием Анхимово, церковь была закрыта и постепенно заброшена, а  иконы и утварь вывезены. Беда случилась в жаркий июньский день 1963-го. Какие-то подвыпившие местные мужички развели рядом костёр, и шедевр деревянного строения сгорел дотла. Конечно, виновные были осуждены и наказаны, однако широкой публике подробности этого происшествия долго не сообщали, а утверждали, будто бы церковь спалил удар молнии.
     Остались лишь фотографии, среди них, похоже, единственная цветная, которую в далёком 1909 году сделал русский химик и изобретатель Сергей Михайлович Прокудин-Горский, когда он путешествовал на пароходе "Шексна" по Мариинской водной системе.
     И ещё, к великому счастью, за несколько лет до пожара тщательнейшие обмеры здания были произведены архитектором-реставратором Александром Викторовичем Ополовниковым, буквально влюблённым в Русский Север и много сделавшим для сохранения и возрождения тамошних храмов, в частности, Кижей.
     Однако на прежнем месте Покровскую церковь так и не восстановили. Ставить же её решено было в ближайших окрестностях Петербурга — во Всеволожском районе, где на территории Невского лесопарка начал создаваться Русский этнографический парк "Усадьба Богословка". Здесь будут представлены выполненные на научной основе копии и реконструкции исчезнувших деревянных построек, отражающих традиционную культуру Северо-Западной России: бывших Санкт-Петербургской, Олонецкой (включая Каргополье), Вологодской губерний.
     Работы по заготовке леса начались в декабре 2004 года под Петрозаводском, приблизительно через год состоялась торжественная закладка сооружения. К делу воссоздания были подключены лучшие рубщики со всей страны, специалисты Санкт-Петербургской Академии художеств.
     Официальную поддержку проекту оказывали Святейший патриарх Алексий II и Президент Российской Федерации В.В. Путин. Четырнадцатого октября 2008 года (в праздник Покрова Пресвятой Богородицы) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир провёл великое освящение нового храма по архиерейскому чину.
     Тогда же сюда вернулось вышеупомянутое Евангелие, каковое Пётр I когда-то передал для Вытегорского погоста.
      
     Отдельные споры об уместности такой реконструкции по-прежнему не умолкают.
     Кое-кто считает, что восстанавливать храм Покрова необходимо было на историческом месте. Другие же утверждают, что село Анхимово, стоящее вдалеке от основных туристических троп, не в состоянии будет из-за проблем с финансами обеспечить сохранность здания (ведь чудом уцелевшие там каменная Спасская церковь, колокольня и усыпальница купца Лопарёва находятся в крайнем небрежении), и оно может вновь погибнуть.
     Да, конечно, уже сейчас разгорелись некоторые трения между хозяйствующими субъектами — Региональным благотворительным фондом "Покровский" и Православной Церковью.
     Но на наш взгляд, близость этнопарка "Усадьба Богословка", этих "Петербургских Кижей", к Северной столице способствует гораздо более полноценной, "живой" жизни восставшего из пепла храма.