Игорь Гафуров __ ДЕТИ ВОЙНЫ
Московский литератор
 № 8, апрель, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Игорь Гафуров
ДЕТИ ВОЙНЫ


     Не знаю как вы, а я люблю смотреть документальные фильмы о войне. С особым трепетом отмечаю, что значительная часть бойцов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной -молодежь. Кто-то даже сказал, что в той страшной и жестокой войне победили вчерашние десятиклассники. Конечно же, это не так. Но то, что с той войны не вернулись семеро из десяти ушедших на фронт выпускников школ начала сороковых — правда.
      С годами крепнет желание отыскать среди героев кинолетописи войны своих родных, не вернувшихся домой, навсегда оставшихся для нас молодыми.
      Сегодня многое из тех героических лет уходит в небытие. Все меньше остается очевидцев и участников тех исторических событий. И это дает возможность отдельным нерадивым литераторам и историкам судить прошлое своим — неправым судом. Но в будущее, как когда-то сказал фронтовой поэт Михаил Луконин, лучше прийти с пустыми рукавами, чем с пустым сердцем.
      Мне выпало счастье рассказать о десятиклассниках фронтовой поры, на примере одного класса, в котором учились моя мама. Ее одноклассники, рожденные в 25-ом и в 26-ом, ушли на фронт в 43-м году.
      Они учились в обычной десятилетке, которая находилась в далеком сибирском селе с красивым названием Березовка. Село расположенное на небольшой возвышенности, омывалось полноводной рекой, славившейся изобилием разнообразной рыбы. Вдоль реки по обе стороны села, насколько охватывал взгляд, тянулись бескрайние колхозные поля, пастбища и сенокосы. Прямо за деревней располагалась березовая роща, славившаяся черемуховыми опушками, неповторимым весенним благоуханием, изобилием грибов и ягод, чудными полянами, с которых можно было любоваться прозрачной высокой голубизной сибирского неба. Но особая любовь и гордость жителей Березовки была связана с тайгой. Тайга тянулась до самого горизонта, до самых отрогов Саян, величаво смотревшихся на фоне заходящего солнца.
      Я говорю это потому, что хочу чтобы вы поняли — мамин класс жил и рос среди всего этого богатства, хотя выделить его чем-то из множества других ему подобных, расположенных в таких же одноэтажных деревянных школах, разбросанных по бескрайним просторам Сибири, просто невозможно. В нем обучалось 10 ребят и 14 девчонок, включая и тех, кто жил в соседних деревнях. Ребята с детства увлекались рыбалкой и охотой, хорошо ходили на лыжах. Увлеченные памятью о событиях гражданской войны в Испании, большинство из них желали связать свою судьбу со службой в Красной Армии. Девушки же, как правило, мечтали стать учителями. Безусловно, на формирование характеров ребят большое влияние оказывала семья. Пример старших прививал любовь к труду и окружающей природе.
      Учителя той поры заслуживают особого разговора. Они самоотверженно отдавали себя любимому делу и поэтому во всех победах, которые одерживала наша страна, был и их огромный вклад. Именно таким педагогом и была Зинаида Григорьевна Опанасенко — классный руководитель и учитель литературы маминого класса. Невысокая средних лет женщина с заметной проседью в густых каштановых волосах и добрыми карими глазами под стеклами всегда спадающих очков в какой-то мере была второй матерью для наших героев. Зинаида Григорьевна обладала редким педагогическим даром, выделившим ее среди школьных учителей. Знакомя учащихся с очередным литературным произведением, она умело перевоплощалась в образы героев, особыми жестами, мимикой и интонацией раскрывала их характер. Также выразительно ей удавалось передавать и описания природы. Утренние рассветы и вечерние закаты, холодные зимние пейзажи и весеннее возрождение, знойное душистое лето и торжественно багряная осень — все это переполнялось фантазийной окраской мыслей и настроения. Рассказанное заставляло жить.
      Неудивительно, что после таких уроков на любимых писателей Зинаиды Григорьевны, воспевающих русскую природу -Тургенева, Лескова, Пришвина, произведения, которых изучались во внеурочное время, валили валом не только ее ученики. Навсегда запали в душу ставшие крылатыми слова Пришвина: Рыба-вода, Птица-воздух, Зверь-лес. И через эти глубоко человеческие слова, воспевающие Матушку-природу, учились ученики Зинаиды Григорьевны любить и сохранять Родину…
     Война в Березовку пришла неожиданно. 22 июня вся деревня собралась на площади перед правлением колхоза. Слушали выступление Молотова. Стояла гнетущая тишина, которая изредка нарушалась тяжелыми вздохами и кряхтеньем стариков. Люди, сгорбившись под тяжестью ожидаемых бед, расходились медленно. Молодежь направилась к школе, стоявшей напротив правления. Собирались по классам — повзрослевшие и притихшие. Девочки, кончиками платков протирая глаза, с любопытством поглядывали на мальчишек, среди которых выделялся худощавый паренек выше среднего роста, с копной светлых волос и длинным прямым носом на лице. Женька Трушкин, признанный лидер в своем классе, стоял, прислонившись к забору, и чертил на земле ногой, обутой в короткий сапог, какие-то непонятные фигуры. "Понятно, в армию нас не возьмут, однако ехать надо".
      — Вы знаете, — обратился он к стоявшим рядом друзьям, Аркашке Сухатину и Витьке Симоненко, — белке в глаз с 50 метров мне раз плюнуть. И на лыжах не всякий догонит. Да и у вас с этим нормально. Так что там мы пригодимся.
      За всех ответил вынырнувший откуда-то Ванечка Ивлев, паренек в поношенном не по размеру пиджаке на худеньком теле.
      — Другого нам не дано, — скороговоркой выговорил Ванечка, и его веснушчатое лицо расплылось в широкой улыбке. Ребята помнили его непростую судьбу, оставшегося вместе с младшими братом и сестрой без отца и матери. Его родители погибли 8 лет назад от рук бандитов при перевозке первого колхозного зерна на районный элеватор.
      Сегодня трудно поверить, но летом 1941 года сотни тысяч юношей и девушек осаждали военкоматы и райкомы комсомола с одним желанием — скорее попасть на фронт.
      Так было и с нашими героями. Первого июля на утренней зорьке они всем классом отправились в военкомат, который находился в райцентре в 16 км. от Березовки. По пути их сопровождала трескотня придорожных кузнечиков и назойливое жужжание ранних комаров, атакующих незащищенные шею, лицо и руки. Вокруг стоял приятный аромат просыпающихся полей. По мере движения освежающая прохлада утреннего тумана, стоявшего над рекой, уступала место нарастающей жаре с оводами и мухами.
      Светка Волчек и Надя Барлекова, шагавшие с ребятами в первых рядах, затянули любимую песню: "Врагу не сдается наш гордый "Варяг", пощады никто не желает!..". С песней зашагали быстрее.
      В райцентр подошли к обеду. Вокруг военкомата уже толпилась молодежь из соседних деревень. Наиболее активные пытались прорваться вовнутрь. Наконец на крыльцо вышел пожилой военный и охрипшим от многочисленных выступлений голосом обратился к толпе. Он благодарил ребят за патриотический порыв. Призывал понять, что сегодня работы будет много и дома. И что кого надо вызовут в соответствии с мобилизационным планом. Но никто не расходился.
      Только поздней ночью, смертельно уставшие и недовольные собой, добрались они обратно до родной деревни. Однако война не заставила себя долго ждать. Ее злое дыхание вскоре стало ощущаться и в Березовке.
      По репродуктору зазвучали тревожные сводки о неудачах на фронте. Всем селом с песнями и слезами проводили на фронт первых призывников. Ими стали те, кто уже успел отслужить в Красной Армии. Затем отправили первых добровольцев из числа вчерашних выпускников школы. Осенью стала ощущаться нехватка рабочих рук в колхозе. Ученики школы всегда помогали старшим на весенних и осенних работах и особенно при заготовке сена. Теперь же настало время заменить ушедших. Аркашка с Витькой днем после школы работали на колхозной пилораме. Ванечку направили в колхозные мастерские. Девочкам нашлась работа в пекарне и в фельдшерском пункте. Но больше всех повезло Женьке, которого за его страсть к лошадям определили конюхом на колхозную конюшню. Теперь он к окончанию занятий подъезжал к школе на всеобщей любимице — гнедой кобыле Вербе с белыми носочками на играющих ногах, и катал по деревне одноклассниц.
     На уроках стали изучать военное дело, которое преподавал Александр Дмитриевич Полежаев — отставной военный, награжденный орденом Красного Знамени.
      Всем классом обсуждали военные сводки, дружно радовались разгрому фашистов под Москвой.
     На уроках литературы изучали роман Николая Островского "Как закалялась сталь", после чего Павка Корчагин стал у молодежи вровень с Василием Чапаевым, Николаем Щорсом и Александром Пархоменко, отдавшими жизнь за Родину.
     Но подлинную проверку на прочность ребята получили в феврале 1942 года, когда в период лютых морозов везли с хутора Партизанский заскирдованное там колхозное сено. На полпути от дома перегруженные сеном огромные сани были встречены стаей волков. На одной из снежных полян те сомкнули кольцо, и, сев на задние лапы, огласили окрестность долгим зловещим воем. Измученные лошади, остановившись, стали хрипеть и бить копытами о снег. Мрачная картина на фоне тусклого от мороза вечернего воздуха усугублялась треском промерзших деревьев, горящими глазами и белым оскалом начавших приближаться волков. Отдельные выстрелы из берданки деда Матвея, который вместе с двумя колхозниками помогал при доставке сена, лишь на некоторое время отогнали хищников. Вскоре они вновь стали сжимать свое кольцо. Становилось не по себе. Ребята жгли выдергиваемое с возов сено. Трудно сказать, чем бы закончилась эта история, если бы помощь не оказалась рядом. Обеспокоенные затянувшимся возвращением ребят деревенские мужики с ружьями на санях отправились им навстречу. Волки после первых дружных выстрелов ушли в лес. Произошедшее стало событием в жизни школы, о чем говорила выпущенная стенгазета. А на очередном колхозном собрании в клубе правление колхоза за мужество наградило учеников грамотами и вручило им новые валенки.
      Не обошла стороной ребят и тема, связанная с "врагами народа". Коснулась она и Мишки — сына кулака, сосланного далеко на Север. Но, как говорили тогда в деревне: "Не важно, кто чей сын, главное, чтобы был человек хороший". Мишка рос хорошим человеком. Он не обиделся за отца, не замкнулся в себе. Оставался не по годам сдержанным, стремился доказать свою востребованность. Искренне помогал товарищам, не отставал от них в учебе, спортивных состязаниях, количестве прочитанных книг.
      Он первым стал изучать радиодело. Первым добился отправки на фронт. Первым погиб, выполнял ответственное задание Родины.
      С первых дней войны о себе заявила и прочно вошла в жизнь страны фронтовая литература. Журналы и газеты с произведениями Твардовского, Симонова, Суркова и других авторов формировали у читателей образцы мужества и непокорности к врагу. Их произведения переписывались в школьные тетради, по вечерам многие из них читали по радио известные мастера слова — Качалов, Москвитин, Яхонтов. Не забылись и волнения, связанные с подготовкой и проведением вечеров художественной самодеятельности, которые устраивала школа жителям окрестных деревень, на которых Галя Беляева с неподражаемой душевностью читала "Жди меня и я вернусь". А Витька и Аркашка под гром аплодисментов декламировали отрывки из "Василия Теркина".
      Весной 43-го в Березовку приехали первые шесть семей из блокадного Ленинграда. До самого лета, пока им не построили отдельные дома, они были окружены семейной заботой и вниманием сибиряков. Семью Николая Александровича Воробьева — пожилого профессора Ленинградского университета, и его внучку Ирину взяла к себе Ольга Ильинична, мать Женьки, которая отпаивала их парным молоком, откармливала свежими продуктами.
     Приезжие сразу включились в деревенскую жизнь. Работали в школе, библиотеке, клубе. Появились эвакуированные и в мамином классе. Взамен заболевшей Зинаиды Григорьевны литературу стала преподавать молодая ленинградка Мария Ивановна. К маминой радости в классе оказалась Ирина, ставшая любимицей девчонок, предметом тайных вздыханий мальчишек.
      Весной 43 года предметом обсуждения в классе стала одна очень важная для всех идея. Перед самым окончанием школы решили оставить память о себе — разбить парк. После долгих споров решили посадить аллею из берез и елей и с этим решением отправились в кабинет директора школы Артура Ивановича Нацаренуса и получили его одобрение.
      Руководство колхоза не осталось в стороне. Выделило лошадей для поездки за саженцами. В результате вся школа приняла участие в этом. Разбили две параллельные аллеи — березовую и еловую.
     Первым ушел на фронт Женька. Он не мог поступить иначе. Так была устроена его свободолюбивая натура. "Я боюсь не успеть, боюсь, что фашистов побьют без меня", — говорил он накануне ухода в армию.
     Накануне Женьку пригласила к себе Ольга Ильинична. Она усадила его рядом на скамейку.
      Своими морщинистыми от долгой физической работы руками она взяла Женькину руку и долго смотрела в его глаза. "Женя, сынок, — сказала Ольга Ильинична, — помни, самое дорогое у человека, это совесть. Живи и воюй по совести и береги себя". Затем она перекрестила Женьку и проводила его до калитки.
      Вскоре на фронте к Женьке и Ване, попавшим в одну часть, пришло понимание, что война — это большой труд. Труд, включающий в себя не только уменье стрелять и бросать гранату. И тот, кто этот каждодневный труд выполнял добросовестно, имел больше шансов выжить. Наибольшие испытания достались Ване.
      Осенью 44-го при освобождении стратегически важной для предстоящей фронтовой операции польской деревеньки наступавших бойцов остановил пулемет врага. Удачно начавшееся наступление было сорвано. Красноармейцы уткнулись в осеннюю грязь. Находясь впереди у подножия высотки, Ваня видел, как огонь настигает его товарищей, и понимал, что только он единственный может им чем-то помочь. Однако от появившегося откуда-то чувства страха он еще глубже втиснулся в землю. Секунду-другую, показавшуюся ему вечностью, в его душе шла борьба между желанием броситься вперед и переждать, зарывшись в землю. А затем — машинально подготовил гранату, и стал медленно приподниматься. Сырая не по размеру шинель тянула вниз, но он успел сделать рывок вперед и прежде, чем пулеметная очередь прошила его грудь, бросил гранату.
     Хоронили Ванечку всем батальоном. Всегда маленький и щуплый, он смотрелся таким большим на солдатской плащ-палатке, что, казалось, ни одна могила не уместит его.
     Евгений Трушкин пережил своего школьного друга ненадолго. Он погиб в январе 45 года при освобождении Варшавы. Он был максималистом. Искал свой путь к человеческому счастью, который прервала война.
     Их роте предстояла разведка боем. Необходимо было выявить наиболее слабые места в обороне противника. Ночью в белых маскировочных халатах, сливаясь со снегом, разведчики успешно разминировали полосу движения и, проделав проходы в рядах заградительной проволоки, вплотную приблизились к расположению врага. Но неожиданно их накрыл плотный минометный огонь.
      Он не заметил, как осколок пронзил его горячее сердце. Женькины товарищи, украинец Федя Бондаренко и Магомед Гаджиев из высокогорного дагестанского аула, под шквальным огнем с риском для жизни вынесли его к своим. На груди нашли фотографию красивой девушки с курносым носом и большими смеющимися глазами. Надпись на обороте фотографии была залита кровью.
     Где-то в далекой Сибири защемило сердце Ольги Ильиничны.
     — Женька, младшенький, — прошептала она и вся в слезах склонилась перед его фотографией
     В Березовку продолжали приходить похоронки. В Бухаресте при перевязке раненного бойца пуля оборвала жизнь Ларисы Толнегиной, мечтавшей стать врачом. В битве за Берлин сложил свою голову Аркаша Сухатин. При освобождении Праги пал смертью героя Витя Симоненко. После двух похоронок "всем смертям назло" израненный, но живой на костылях вернулся Володя Сметинин. Мамин класс подтвердил скорбную статистику войны — из каждых десяти молодых бойцов выжили только трое.
     Стремительно несутся годы. Березовка стала крупным районным центром с широкими асфальтированными улицами, застроенными красивыми кирпичными домами. На месте прежней — деревянной — высится новая трехэтажная школа из белого камня.
     Посаженные в 43 году аллеи разрослись. Они пополнились новыми деревьями, превратившись в большой тенистый парк, ставший гордостью всего района, сохранивший в памяти жителей района название — "Парк десятиклассников".
      С каждым годом разрастается и хорошеет Березовский парк. Своей красотой славит землю, его кормящую, славит солнце, его согревающее, славит молодость, его создавшую.