Ольга Бухтерева __ ЗОЛОТАЯ ОЛЬХА ВЕСНОЙ
Московский литератор
 № 9, май, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Ольга Бухтерева
ЗОЛОТАЯ ОЛЬХА ВЕСНОЙ
Ирина ЛЕСНАЯ-ИВАНОВА. «Дары вдохновения». Стихи. — М.: «У Никитских ворот», 2012.


     Новая книга Ирины Лесной-Ивановой «Дары вдохновения» — интересное явление в текущей русской литературе. С одной стороны, перед нами лирическая поэтесса, искренняя, женственная и жертвенная, с другой, — поэт-философ, эрудированный человек, для которого артефакты культуры становятся предметом вдохновения. Ядром книги стал цикл «Накал страстей», в котором поэтесса говорит о любви, оставившей след в судьбе. Любовь изменяет виденье мира, рождает образы, в которых цвет превращается в звук, становится видимой душой предмета вдохновения. В стихотворении «Осень» рыжая колли — это олицетворение нескольких понятий: явлений природы — осени, верного друга и целителя. Любовь для поэтессы —  это не только любовь к человеку, это чувство подобное солнцу, лучи которого освещают все грани бытия. Тематика книги расширяет диапазон творчества поэтессы. Это подтверждают разделы: «Мастерам слова», «Голоса картин», «Зов философии», «Зарева искусства», «Колокола Москвы», «Берёзовая лира», «Огнеликое слово» и другие.
     Новым разделом в книге является «Берёзовая лира». В нём объединены ранние и зрелые произведения поэтессы о природе. Первые стихи пронизаны ощущением драматизма человеческого бытия: «Ночь — мостов разведённых руки,/устремлённые в облака,/и хрипящего ветра звуки,/и немая, как смерть, река» Драматический накал создаётся и благодаря анафоре (повтору союза «и» в первых строках, и благодаря контрастности пейзажа: «Триумф небоскрёбов горных —/плач распятых внизу долин», и образу полёта над рекой гордого одинокого кондора. Интересно, что это стихотворение, как пишет автор, явилось переосмыслением известной картины К. Васильева.
     В стихотворении «Память о первом листопаде»: листья — это любимые люди, которые бросили поэтессу-берёзу, трагедия утраты так сильна, что «слёзы катятся, звеня, и солнца свет ничто не значит», но за болью — вера в радость: «И всё же надо вновь любить,/Иначе не прожить на свете,/А новых листьев, может быть,/Не срежет ножницами ветер!».
     И, тем не менее, любимый человек незаменим. Это чувствуешь, читая стихотворение «Золотая ольха весной». Глубоко лиричное, прозрачное, как слеза, оно дополнено и положено на музыку бардом и поэтом М. Вербой. Природа бывает не только созвучна, но и контрастна по отношению к человеку: «Сегодня небо необычное:/Оно сиреневого цвета,/А жизнь моя, она трагичная,/Но вы не знаете про это».
     Природа ранит воспоминаниями, но может и утешить: «Осень, как верная рыжая колли,/Ласково смотрит в глаза./Сразу стихает на сердце боли,/И высыхает слеза».
     Для Ирины Лесной-Ивановой природа — это нечто больше, чем выразитель духа и души человека через вживание в образ, прямого параллелизма, или от обратного, контрастного описания. Поэтесса созерцает мир деревьев и трав: «Тайну жизни постигаю, прохожу сквозь времена!» Пейзаж напоминает о прошлых веках и людях, когда-то живших на земле. («Видение в Кузьминках»). Здесь обращение к героям прошлого, о которых напоминает природа, придаёт человеку силы. Интересен образ Волги в хмурый августовский день в стихотворении «Знакомство с Волгой». Могучая река напоминает поэтессе богатыря Вольгу в серо-голубой кольчуге, вызывает восторг и веру в то, что дружба с природой поможет победить всё дурное и злое. Природа вызывает у поэтессы радость и восхищение. В стихотворении «Мой затерянный мир» И. Лесная-Иванова с любовью описывает свою бедную дачу, «старый дом, с крышей, «крытой шифером», «куст смородины под окном», но в этом с виду бедном мире богатство природы: и россыпь жемчуга на траве (роса), и три сросшиеся берёзы, которые напоминают поэтессе лиру, и «изумруды — иглы сосны». Не бедной неудачницей, а хозяйкой леса, в котором каждая травинка согрета человеческой любовью. И с восторженным чувством поэтесса восклицает: «Здесь душа мировая ты!» Она признаётся в любви сосне, отмечая особенные качества этого дерева: «В ней крепость и душистый мягкий хмель». Древо становится символом радости бытия жизни: «Не сосна — симфония грёз/О, любви о жизни, о счастье,/Не сосна, а стих в полный рост!/К голубым небесам причастье!».
     Природа пробуждает фантазию, побуждает сочинять сказки о мыслях и чувствах листа, судьба которого столь сходна с участью человека, а мысли так добры, светлы и оптимистичны! («Берёзовый фонтан»). Касается поэтесса и традиционного бродячего сюжета любовного романа ветра с каким-либо объектом «Флирт ветра с берёзой», «Берёзы и ветер». Жизнерадостны и окрылены стихи, посвящённые природе Крыма: «Гора — младенец великана лежит в пелёнках голубых».
     В стихах о природе много метафор: «ожерелье янтаря сосне», «медовый воздух дачи», присутствуют метафорические олицетворения «зарумянился луг Иван-чаем», «шепнёт берёза невзначай»; шутливые красочные гиперболы: «колясочка среди берёз, как бабочка павлиний глаз», развёрнутые метафорические строки: «И шмель влетает золотой в цветка сиреневый бокал», берёза в инее и снегу — «лебединый всплеск распахнутых пушистых крыл, их зимний белоснежный блеск», «лесов дремучих серебряные письмена», «Сехмет-богиней каталось Солнце, сжигая камни, асфальт и травы». Не забывает автор и о сравнениях.: «Как длинный свиток, предо мною лежит заснеженный мой путь».
     И. Лесная-Иванова подмечает и странные явления природы, которые становятся объектом умных добрых стихов о любви к человеку и Богу («В апрельском снегопаде», «Гнев бога Ра») В стихотворении «Разговор с демоном урагана» природный катаклизм является для поэтессы и её героя открытием того, что жизнь человека — это сама по себе ценность: «прекрасный и глубокий и чувственный у жизни лик», и право человека на жизнь священно. В лирике И. Лесной-Ивановой природа, дружба, любовь, вера в Бога, философские раздумья о жизни — всё связано: «Для любви расцвела земля!» — восклицает поэтесса, и это, действительно так. Пейзаж — душа мира, сердце автора. Правомерно и важно для развития поэтической личности.
     Заслуживает внимания и раздел «Огнеликое слово». Он открывается признанием в любви слову: «Словно Солнце люблю наше русское слово! Это посох и друг в пути».
     Следуя завету А. Ахматовой, поэтесса говорит: «Сохранить слово дам обет!» В стихотворении «Образы и образа» она касается сатанинского и божественного источников творчества и решает отказаться от творчества в пользу веры в Бога и молитв, если ясно, что огненный образ пришёл не от Бога. Поэтесса неравнодушна к темам этики («Мечта о слове «Извини»»). Иногда лучше промолчать, чем сказать нечто обидное для человека или глупость, после которой померкнет твой образ в глазах другого. Об этом белый стих И. Лесной-Ивановой «О молчании». Часто слова называют сущность явлений, которые трудно определить человеку из другого круга («О слове «Элита»») касается этой темы и одновременно взывает к совести тех, кто причисляет себя к сливкам общества. Поэтессе не чужда игра с формой слов, оборачивающаяся их новым содержанием («Народная этимология»).
     Но главную миссию слова она видит в том, чтобы дарить и сохранять жизнь человеку («Живое слово»). Тема стихотворений о словах очень важна для пробуждения интереса и укрепления уважения к языку, и, я думаю, что многие читатели поддержат поэтессу в этом начинании.
     Ещё раз хочется подчеркнуть, что в книге много лирических стихов, наряду с которыми есть драматические, философские, шуточные. Жаль, что книга издана маленьким тиражом. Пожелаем книге успеха у заинтересованного читателя и пожелаем поэтессе новых творческих достижений в литературе.