Александр Алиев __ ДРЕВНЕЙШИЙ «МУЗЕУМ» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ
Московский литератор
 № 10, май, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Александр Алиев
ДРЕВНЕЙШИЙ «МУЗЕУМ» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ

     
     Нынешний материал многим покажется абсолютно необычным. Ведь говорится в нём вовсе не о каких-либо архитектурных сооружениях, связанных с великими именами прошлого. Мы предлагаем читателям свершить небольшое путешествие в самые дальние дали истории нашей страны. Правда, такого понятия как «Россия» тогда ещё не существовало. На земле тогда вообще не существовало никаких стран. Впрочем, давайте всё по порядку…
     Каких-нибудь сто лет назад всеобщее искусствоведение открывалось разделами, посвящёнными Шумеру, Вавилону и Древнему Египту, то есть хронологически не выходило за рамки IV-III тысячелетий до н. э. Но вот почти одновременно с изобретением телефона и кино человечество открыло для себя искусство каменного века — палеолитическую живопись и скульптуру, и сразу же временные рамки истории искусств раздвинулись до сорока тысячелетий. Одно из высочайших достижений первобытного искусства — пещерная живопись — чётко локализована на юго-западе Франции и Пиренейском полуострове, а также (фрагментарно) на крайнем юге Италии. Положение данной живописи в столь ограниченном небольшом районе наводило археологов на мысль о какой-то оригинальной замкнутой культуре. Испанскую пещеру Альтамира часто именуют столицей первобытной живописи, а французскую Ласко — её Версалем и Сикстинской капеллой…
     В 1959 году случилось потрясающее открытие на Южном Урале, в Башкирии. Это Капова пещера, или Шульган-Таш. Правда, про сей природный памятник как таковой известно было давно. Русский исследователь П.И. Рычков в ежемесячном журнале «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащия» (1760 год) поместил «Описание пещеры, находящейся в Оренбургской губернии при реке Белой, которая из всех пещер, в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается». Помимо яркого описания и эмоциональных характеристик мы найдём у Рычкова упоминание о том, что в одном из ходов он нашёл «сухую человеческую голову». Через десять лет Капову посетил известный натуралист, путешественник, этнограф, академик Петербургской АН И.И. Лепёхин. Ему удалось в сопровождении местных башкир пробраться на второй этаж пещеры. Это описание не соответствует современному, можно предположить, что Лепёхин видел какие-то другие подземные лабиринты данного яруса, куда ход сейчас невозможен. Главной заслугой Ивана Ивановича является то, что он правильно связал образование пещеры с деятельностью подземных вод.
     С той поры сюда зачастили научные экспедиции, из них самые примечательные — профессора-геолога Г.В. Вахрушева, организованные летом 1923 и 1935 годов. Он впервые дал полное описание всех четырёх этажей пещеры, подземных лазов, разнообразных натёчных форм. Вахрушев выделил самые характерные участки, дал названия наиболее примечательным залам и переходам: Купольный, Сталагмитовый, Бриллиантовый, Радужный, Рисунков, Знаков, Хаоса… Было, кроме того, окончательно установлено, что формирование Каповой началось порядка 3-5 миллионов лет назад.
     Всемирную же известность пещера получила, как уже говорилось, в 1959-м, когда сотрудник Башкирского Государственного заповедника зоолог А.В. Рюмин обнаружил на её стенах древние рисунки. Он давно интересовался начальной историей человечества и пришёл к выводу, что культура первобытности развивалась не только в районе Пиренеев, но и на других территориях. Южный Урал, по его мнению, как нельзя лучше подходил для поисков. Впоследствии Александр Владимирович вспоминал: «…Но вот предстали пещеры. В их неизведанную тьму не проникало моё воображение — я ещё никогда не был в настоящих пещерах… Южный Урал был тёплым заповедником, где мир жизни мог укрыться от наступающих холодов и пережить ледниковое время. Такими же, даже ещё более тёплыми, очагами переживания ледникового периода был на Западе Пиренейский полуостров и на Востоке — Дальне-Восточный край… Здесь надо искать и первобытного пещерного человека.
     В январе 1959 года мы с группой товарищей посетили первую пещеру. Это была известная Капова пещера… Мы ринулись в пещеру искать рисунки и скульптуру первобытного человека… После долгих поисков, устав и отчаявшись найти рисунки, решено было возвращаться. У меня остались надежда и последние полчаса поиска… Искал только по лучшим местам. Ура! Со стены смотрят звери, нарисованные первобытным человеком. Рисунки найдены — замечательные рисунки позднего периода древне-каменного века…»
     Рюмин увидел здесь нанесённые красной и чёрной красками изображения мамонтов, лошадей, медведей, волков, пещерного льва, саблезубого тигра, верблюда, оленя, а также животных, чьи фигуры были получены путём доработки естественных выступов каменных стен и отдельных валунов.
     Справедливости ради отметим, что рюминская публикация «Капова пещера ждёт археологов» в журнале «Вокруг света» (апрель 1960 года) хотя и произвела эффект разорвавшейся бомбы, однако вызвала скептические отзывы специалистов, в частности, видного археолога О.Н. Бадера. Действительно ли эти изображения подлинные и относятся к палеолиту? Рюмин именовался «любителем спелеологии», «дилетантом», делающим необоснованные выводы: ведь в эпоху верхнего палеолита на Урале уже не обитали ни пещерные львы, ни саблезубые тигры.
     В начале шестидесятых Бадер сам возглавил экспедицию Института археологии АН СССР, Рюмину даже не предложили войти в её состав. Более того, на протяжении нескольких лет Александр Владимирович вынужден был проводить работу в пещере как «любитель», параллельно с археологами. Несмотря на сложности во взаимоотношениях между обоими учёными, правота Рюмина, в конце концов, была признана, а Бадеру принадлежит заслуга зачинателя комплексных научных исследований Каповой, сохранения этого уникального памятника.
      
     Итак, нынешний Бурзянский район республики Башкортостан, семь километров к северу от деревни Иргизлы. Невдалеке от берега реки Белой (Агидель) раскинулся заповедник «Шульган-Таш», главной достопримечательностью коего и является Капова пещера. Кстати, о названии. Никто в точности не знает, откуда оно появилось. И.И. Лепёхин отмечал, что «капающая вода делала особливый тихий и жалостливый звук»; звук падающих на камни капель до сих пор слышит каждый посетитель пещеры. Исследователь XIX века Ф. Симон полагал будто название «Капова» пещера получила «от капообразных наплывов по стенам, придающим ей особенную прелесть». Наконец, ещё одна версия — связь названия со словом «капище», языческое святилище. Якобы в каменном веке здесь существовал своего рода храм, и для той же цели сделаны были наскальные рисунки.
     Сейчас всё больше используется исконное башкирское название — «Шульган-Таш». Первое слово переводится как «опустилась», «провалилась», «исчезла», второе — как «камень» (гора). Действительно, в паре километров от пещеры речка Шульган (приток Белой) исчезает в карстовой воронке и, растворяя древнейшие известняки, проделывает под землёй все те пещерные коридоры и залы. Перед самым входом в пещеру она вновь появляется из необычайно красивого и «бездонного» Голубого озера.
     С пещерой связано множество легенд и преданий, в своё время это был настоящий мифологический центр башкирского народа. Считалось, например, что здесь обитает дух Урал-Батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому, кто его увидит, будет сопутствовать удача. Также говорили, что в пещере когда-то жил подземный народ во главе с Хозяином — Дивом. У народа сего хранилось великое множество золота, их мельницы приводились в действие подземными реками, а также они делали отличное оружие. Если кто оказывал какую-либо услугу Хозяину пещеры, в благодарность получал от него счастье на всю жизнь.
      
     Вход в Капову именуют сейчас Порталом — из-за его впечатляющих размеров: около сорока метров в ширину и около двадцати в высоту. Голубое озеро прозвали так из-за необычайного феномена: когда на поверхность воды падают солнечные лучи (примерно в одиннадцать утра), она действительно окрашивается в ярко-голубой цвет. Спелеоводолазы смогли опуститься на глубину девяносто метров, но дна озера так и не обнаружили.
     Главные пещерные сокровища — палеолитические рисунки — расположены довольно далеко от входа. Экспедиция Отто Николаевича Бадера провела в 60-х годах огромную работу по выявлению и консервации этих древнейших образцов живописи. Конечно, стало ясно, что при интерпретации многих фигур их первооткрыватель А.В. Рюмин ошибался: ведь он пытался разглядеть рисунки сквозь слой грязи, копоти и надписей, оставленных туристами. Но, главное, рисунки были и в значительном количестве! «Все рисунки нанесены на гладкую, желтоватую или коричневато-серую поверхность стен или покатого потолка пещеры (на нижнем этаже) однородной красной краской. Химический анализ образцов краски с обоих этажей… показал, что краска состоит из красной земли (охры) с добавлением животного клея. Краска красных рисунков прочно слилась с поверхностью скалы. Уничтожая надписи туристов, покрывавшие рисунки, мы убедились, что краска древних рисунков не смывается».
     За прошедшее с тех пор время к сорока «классическим» изображениям прибавилось ещё почти сто семьдесят. Наиболее полно представлены они на восточной и западной стенах Зала Рисунков: несколько мамонтов, носорог, бык, маленькая лошадь, геометрическая фигура, напоминающая трапецию. Крупная центральная фигура восточной половины известна как «Лошадь Рюмина» — впервые данное изображение было опубликовано А.В. Рюминым в виде прорисованной фотографии. Все животные представлены весьма реалистично и словно идут по кругу, только фигура одного мамонта обращена в противоположную сторону, сегодня он известен под названием «Диссидент».
     В дальнейшем эти группы пополнились фигурами «Бледного мамонта», антропоморфного существа, маленького красного носорога. И как новая сенсация: фигуры «Чёрного мамонта» и чёрной лошадки. Ведь факт существования в Каповой пещере изображений в чёрном цвете долго отвергался археологами.
     Древние рисунки, правда, уже схематического плана, есть также в Купольном Зале и Зале Знаков. И, наконец, отсюда путь лежит в самую дальнюю часть комплекса — Зал Хаоса. Тут посетитель может увидеть великолепную композицию «Лошади и знаки Зала Хаоса», открытую и расчищенную от мощных натёков реставраторами из экспедиции О.Н. Бадера. Одну из вертикальных стен украшает фигура «Дальнего мамонта» — помещённый на высоте около четырёх метров рисунок частично скрыт под натёками.       
     …История всех пещер с наскальными рисунками развивается примерно одинаково: находят изображения, в пещеры начинают пускать туристов, затем выясняют, что туристы имеют обыкновение дышать, изменяя тем самым пещерный микроклимат. Рисунки начинают разрушаться, доступ посторонних сначала ограничивают, а после и вовсе закрывают пещеры для посещения, выставляя копии рисунков где-нибудь рядом.
     Так было и с Альтамирой, и с Ласко, и с Фон де Гом, и с Каповой — правда, башкирская пещера продержалась дольше других: ещё недавно туристы могли попасть в несколько её залов. От желающих увидеть при свете фонариков творчество первобытных художников не было отбоя.
     С 2002 года галерея доисторической живописи практически полностью закрыта для туристов. Установлено лишь минимально допустимое количество посетителей — археологи, спелеологи, фотографы и… особо важные персоны; всем требуется специальное разрешение. Обычного, так сказать, смертного в заветные помещения тоже пропустят, но если он готов будет заплатить четыре тысячи рублей против обычных двухсот. А за двести туристу покажут лишь привходовую часть: там выставлены копии основных изображений, выполненные петербургским анималистом В. Черноглазовым.
     Кстати, копии Каповской живописи представлены также в Саблинских пещерах под Санкт-Петербургом. Они, как и оригиналы, писались натуральными красками. Для детей здесь проводят мастер-классы, ребёнок может нарисовать своего мамонта или носорога — правда, на бумаге, но под сводами пещеры.
      
     Александр Владимирович Рюмин — потомок дворянского рода Рюминых-Марлинских — прожил долгую и очень интересную жизнь, и, несмотря на то, что образ неисправимого романтика помешал ему занять достойное место среди учёных мужей, он навсегда вошёл в историю науки не только как первооткрыватель палеолитической живописи вне Западной Европы, но и как человек, отдавший все силы её целенаправленным поискам и изучению. Недавно пещера Шульган-Таш (Капова) предложена российским правительством для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.