Ирина Шевелева __ НЕОБОРИМЫЙ ДУХ ПОЭТА
Московский литератор
 № 12, июнь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Ирина Шевелева
НЕОБОРИМЫЙ ДУХ ПОЭТА
Василий Ловчиков. "Судьбы прекрасней нет". Стихи и поэмы. — М.: "Авторская книга", 2012.

     Василий Ловчиков за годы выхода к читателю обрел узнаваемый читателями  творческий облик, стал автором отмеченных его личностью лирических тем, кровно связанных с жизнью, судьбой страны. "Всегда непременно найдется  с душой беспокойной поэт…"
      
     …Везде — там, где стих или песня
     Из сердца стремится на свет,
     От шахт до глубин поднебесья
     Живет беспокойный поэт.
      
     Природа поэзии Василия Ловчикова, в  том числе его баллад и поэм, неоспоримо  лирична. Всюду в ней активно,  ярко эмоционально живет и  участвует личность самого автора. Она  являет  его неколебимую веру в значимость творческого слова в земной  жизни человека. Ловчиков талантливо, редкостно сплавляет  в стихе суровые, трагичные, героические  события истории и спасающую романтику бытия. Как в его "Балладе о сонете":
      
     На бруствер с плакучей березы
     Осенняя капает медь,
     И ветер упавшие слезы
     Не в силах, вздохнув, утереть.
      
     Он знает: в окопе снарядом
     Зарыт неизвестный поэт,
     А в гильзе, ржавеющей рядом, —
     Его лебединый сонет…
      
     Лишь текст лебединый сонета
     Всезнающий ветер твердит.
      
     Автор стихотворения делится с читателем своей пророческой убежденностью:  ветер найдет того, "кто плод вдохновенья услышит, и в гильзе сонет не умрет!".  
     Владимир Фирсов верно охарактеризовал поэзию Василия Ловчикова: "Его стихи…  не выдуманные, а прочувствованные и высмотренные у жизни, во всем ее многообразии". Навеяны красотой и бедами родной природы. Живопись их эмоционально и предметно объемна, это биография судьбы и страны, что для Ловчикова неразделимо. "На Воронежском море":
      
     Впервые стою я у моря,
     Которое стало рекой.
      
     …А с ними плакучие ивы,
     Делили и  пляж, и жару,
     И бронза девчонок красивых
     Смущала мальчишеский круг…
      
     Все прошлое вдруг утонуло,
     Ушло, словно камень на дно,
     Как будто внезапно уснуло
     Глухим летаргическим сном.
      
     В коротком стихотворении — целая  историческая судьба.
     Романтический настрой героя Ловчикова усилен и нерядовым жизненным опытом, биографией  военного разведчика. Как и профессиональный опыт — творческой независимостью художника. Патриотизм его  очевиден и не зависим от любой политической конъюнктуры. Ракурс его жизненного видения  всегда конкретен, оригинален и неожидан. Творя в сменявшие друг друга эпохи живой современной истории, он переживает их свежо и  увлекательно. Смелость офицера, полковника в отставке, профессора Университета Министерства обороны —  это и смелость поэта. То он пылает сарказмом:  "Три власти мы… торжественно в стране провозгласили"… А власти  о себе пекутся. То дает остроумную картину "ельцинской Руси":
      
     Снуют проворные синицы
     У сердце греющей кормушки.
      
     Кричит голодная ворона,
     С утра обшарив весь поселок,
     Она с забора, словно с трона,
     Глядит — чем занят поросенок!
      
     …Уселась на краю корыта,
     Незваной гостьей поросенка.
      
     И, без привычных ссор и драки,
     Держась за скользкий край дубовый,
     Под бесполезный  лай собаки
     Наелась из корыта вдоволь!
      
     Разве не вбирающий время художественный образ?
     Вора он называет вором, врага врагом. С уверенным включением профессионального  опыта:
      
     Вот еще к нам гость…
     Как взглядом рыщет!
     Видно, здесь уже не в первый раз:
     Лишь сошел, уж объективом ищет
     Явно неприглядное для глаз.
      
     Высказывает свои взгляды на общность людей всех стран, размышляя на морском причале: "Как я рад, что состоялась встреча, что "войны холодной" лопнул лед!". Горячо берется за ныне весьма болевую тему — возвращения на родину советских людей,  без их вины разметанных по миру событиями “перестройки”.   
      
     Но в Россию едут и другие,
     Чуждый испытавшие приют,
     Те, которых крылья ностальгии
     К ней и в дни ненастные несут.
      
     Исторически, сквозь века видится ему Советский Союз  — изначальное государство Русь. Вот в чем суть деяний Гостомысла и Рюрика. Именно этому посвящена поэма "Рюрик".
      
     Он умер, но Русь устремилась в века,
     И опыт ее убеждает,
     Что сила народов — союзом крепка,
     Союз нерушим — лишь в державных руках,
     В других — монолитность теряет.
      
     Свойственный лирическому  герою Василия Дмитриевича дар свободного общения с людьми, способность притягивать дружбу, снова и снова рисовать родные места, то наслаждаясь ими, то гневно скорбя за них, следовать духовной мыслью за новыми и вечными открытиями людей,  увлекаться познанием  воли высших сил,  еще непознанного творит атмосферу дорогой людям благожелательности. Неукротимое творческое любопытство  вызывает его на темы, о которых никто не задумывается. В "Венке онегинских сонетов"  "Поэт и судьба" он заинтересованно задается вопросом: почему Пушкин суеверно подчинил свой жизненный путь приметам, которые, увы, сбылись? Свежий ракурс, поведший Ловчикова на  дальнюю борьбу за истину. На поиск вселенского добра.
     Он сам на стороне добра. Даже безусловно отрицательному персонажу поэмы "Расплата", сюжетно  вызывающей в памяти поэму Твардовского "Теркин на том свете", олигарху Дериглазке  —  поэт добавил в известный ныне любому  путь душ умерших на тот свет собственный  ракурсный окрас: "три дня миновали, и черной трубою душа устремилась под грохот на свет" —  не по небесному лучу! — поэт не грозит адскими муками.   Оставляет надежду  — получив заслуженную расплату  —  исправиться в последующих жизнях, "…где даже страдания станут наградой,  возможностью вновь Божьим ратником стать!". Впрочем, и  обличая, поэт оставляет своего антигероя в живых — лишь  в коме.  Добрый человек!
     Поэту ведомо зло, но он щедро откликается на добро и любовь:
      
     Хоть нас века развели —
     Всех поделив на отечества,
     Важно, чтоб связь человечества
     С общей судьбою родимой планеты Земли
     Годы порвать  никогда навсегда не смогли:
     Впредь храните ее, берегите ее, дети Земли!
      
     Чувство, звенящее в тексте песни,  как и в других его песнях и романсах, написанных известными и начинающими композиторами,  — верная, надежная любовь:
      
     Когда за шанс спасти — готов ты под топор,
     Любовь и жизнь свою — свести в смертельный спор.
     И пусть потом любовь умрет с тобой,
     Ты ж, как награду бы ее унес с собой…
      
     Именно она неукротимо ведет поэта  в непознанные, ждущие  отважных  дали.