В новой книге Геннадия Козлова выявился еще один творчески дивящий дар автора самобытной лирики — не отрываясь от земли взмывать ввысь.
Взмывает все — рука, провожающая птиц к небесам, взлетающие тучи, легкая невесомая пашня, "и просит сердце уехать к дальней синеве…"
И остающееся на земле присутствие грустного человека как загадочного существа, притом явственно сотканного из несобытий, невесомого окоема, несказанных чувств:
Жалобно курлычет клин,
Поднимаясь с пашни.
Грустный человек один
Взмывшим птицам машет.
Он за стаею вослед
Полететь не может,
Потому что крыльев нет
И печаль не гложет.
У него хороший дом
Под железной крышей.
Не жалеет ни о чем,
Ничего не слышит.
Дивишься тому, как это стихотворение возникло в душе поэта, написалось и воздействует на мировосприятие. Отечественное, доступное любому близкородственному восприятие. Современное ли впечатление, вековое, равнодушное ли, трагичное.
Не надо объяснять — каждый читатель поймет по-своему и для каждого оно все равно родное, застигнутое человеком-творцом в общенациональном бытии. Все в нем бытийно привычно, природно счастливо, не скрыта и горечь от созерцания современного равнодушия.
Оно дает поэту чудо единственно возможного, русского дыхания стиха, дар невесомо и тесно окутывать каждого россиянина окружающим вольным миром — тем самым, и это удивительно, делая мир просторнее.
Зримей раскрывая природу своего патриотического творческого чувства: "А осенью — золото всюду, а осенью всюду дары…"
Но лесу, прошу, не мешайте,
Не дайте от пира страдать!
Не режьте кору, не рубите
Подлесок себе на дрова…
Любите Россию, любите,
Пока она есть и жива!
"И стойте за это стеною, и в лес не пускайте врага".
Геннадию Козлову знакома горечь современного времени.
Но в книге "Все счастье — в светлом имени твоем", книге о счастье, его лучи взмывают в небеса из каждого стихотворения, то и дело любовно радуя ожидаемым, знакомым и всегда нечаянным сиянием.
Птицы запели — к добру,
Зорька рождается — к свету.
Как хорошо поутру
Видеть идиллию эту!
Жить понуждают в мечте
Звезд золотые медали…
Но на такой высоте
Им удержаться едва ли.
Важно смотреть в высоту,
Важно мечтать о Париже,
И воспевать красоту,
И не мечтать о престиже.
Это поэтический импрессионизм русского настроения.
Геннадий Козлов — автор многих стихотворений о горьких буднях в стране. А здесь как бы стряхивает горечь с себя. И теперь ликует.
Однако, как пишет в своем труде "Этногенез" Лев Гумилев, "каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем линии предков… прошлое не ушло, оно в человеке и поэтому к нему следует прибавить нечто новое…. Прошлое, накапливаясь, продвигается вперед".
Нет, Козлов не забыл ничего, все ближе окружающее его былое.
Он полон любви к родной жизни. Она не ушла, и он, как свойственно русскому поэту, накапливает его в слове души.
Продолжает накапливать Крым, видя и воссоздавая его по-своему.
Уроженец дальнего Казахстана, воспевший свое село Бобровка, он, будучи армейским офицером, и Крым не может не считать своей вековой родиной.
И здесь, в Балаклаве, он свой с местными обитателями, простыми жителями. Ловит строкой: "Каждый вечер рыбаки с лодками судачат".
И все тот же неземной простор:
Рядом с лодкой рыбацкой
Спину греет дельфин,
Делит море по-братски
Неземной гражданин.
И конечно, в небо взмывает любовь, "Божий глас с высоты" — строки жене Рае. И ей же:
И счастье задыхается от смеха,
Спешит отдать себя кому-нибудь.
Кому-нибудь?! Да что я восклицаю?!
Тебе одной и чувства и слова!
Светлая и нерушимая образность, присутствующая в лирике современного автора, талантливо являющего тайну национальной поэзии, верится, предстанет еще не однажды в новых книгах Геннадия Козлова.
|