Обостряется ситуация вокруг Сирии. Претензии к ней со стороны Запада сводятся к тому, что у нас давно и коротко сказано в басне Крылова: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Сценарий не оригинален, он уже много раз разыгрывался и на самом Ближнем Востоке, и в других местах. Много раз, ибо Запад, и прежде всего Северная Америка, считает, что каждый раз это срабатывало. Но если разобраться, что же происходило после всех этих западных побед, то задумаешься. Афганистан, Ирак, Ливия… даже Киргизия и так далее… что-то везде там как-то не чувствуется победного настроения среди западных сторонников. Не только разногласия остаются, но и кровь продолжает литься.
Я это к тому, что Россия во всех этих прошлых ситуациях проявляла "должную" сдержанность. Сдержанность — дело нужное и хорошее. Плохо только, что некоторые люди и даже правительства привыкли принимать сдержанность за слабость. Не поддаваться на провокации? Да, этот принцип важен. Но бывают обстоятельства… В мае-июне 1941-го года мы тоже не поддавались на провокации.
Короче, в делах по поводу Сирии наше государство на сей раз заняло более жёсткую позицию. Ибо, как и следовало ожидать, "по-хорошему" не получается. "Безвыходное положение — это положение, в котором один выход". Переходя на свой скромный личный опыт, скажу, что иногда в жизни я говорил такое:
— Пора уже поддаваться на провокации.
Это, разумеется, в тех исключительных случаях, когда провокации уже переходят в наглость и ясно, что они уже не успокоятся.
В отношениях между людьми всё это тоже обостряется; мы уже говорили об этом. К сожалению, сие очень касается писательской среды. Порой не поймёшь, что человеку надо. Наскакивает без всяких причин, и всё. Не отвечаешь, не обращаешь внимания, а он только "активизируется". Чего ждёт? У нас ведь тоже… рука тяжёлая. Поэтому мы не злоупотребляем этим. Кроме того, есть неписаное правило или тенденция, что ли. Корпоративное правило. Это по возможности не судиться писателям с писателями. Сам факт таких судов более подрывает престиж и репутацию Союза писателей, чем неблаговидные выходки отдельных его членов. А нам эти престиж и репутация дороги.
Так вот, пусть эти члены помнят, что иногда мы можем и поддаться на провокации.
Где бы эти провокации ни имели место: в ЦДЛ, в редакциях, в садовых товариществах и т.д.
…Не забывали бы все, что русское слово "товарищ"… ещё не забыто.
17 июня 2013.
|