Что в сегодняшней культурной и научной жизни вы назвали бы событием? Кто-то скажет: избрание в Академию, кто-то — открытие памятника. Другой напомнит о проведении конференции, симпозиума, открытии далекой звезды… Обращаясь к сути слова событие, я назвала бы именно этим словом выход "Шолоховской энциклопедии" в преддверии Года культуры в России.
А что, спросите вы, выход подобных изданий прежде не был событием? Отвечу: издание этого мощного тома для всякого культурного человека в современной России стало таким кумулятивным пунктом, в котором как в живом зерне есть память о подлинном, настоящем, судьбоносном и для колоса, и для поля... и о потенциале грядущего роста. Вот и это издание говорит очень и очень многое не только о наследии Михаила Александровича Шолохова, о его жизни, а как раз о богатейшей русской культуре и литературе, предшествующей ему и по-разному наследующей Шолохова.
Труд скольких лет и скольких людей вы держите сейчас в руках? Чьим теплом участия, мудростью и энергией собирания "энциклопедии" для насколько возможно полного представления о том, что такое и кто такой М.А. Шолохов — великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, гражданин своего Отечества, человек огромного сердца и потрясающей мудрости и великодушия.
Это будут знать теперь и ученые-филологи, историки, студенты, и учителя, и даже школьники. Однако глубже и вернее других это знают Э.А.Бессмертных, Ю.А.Дворяшин, С.А.Васильев, потому что ими в трудах и борьбе за точность фактов, за корректность интерпретаций, за глубину научного и историко-культурного осмысления проведена истинно грандиозная работа.
Внушительный том в 1200 страниц с шестью объемными цветными вклейками иллюстраций должен стать настольной книгой всякого, кто прикасается к драматической и славной советской эпохе, к трудам и дням гениального художника, которого взрастила и воспитала русская культура с ее жаждой жизни, совестливостью, пониманием того, что событие — это наше общее бытие, в котором память о бытовой и духовной культуре, о художественно цельном и эстетически безупречном — не пустой звук.
Мне радостно держать этот внушительный том, потому что он "развязывает" множество "узлов" вокруг и имени, и трудов писателя, освобождает от пут предвзятости. Знаю, как тяжко "выпустить из рук" труд, который, кажется, можно совершенствовать и совершенствовать, дополнять, уточнять, шлифовать. Настоящее издание состоялось как энциклопедия. Это издание, дающее ответы на вопросы и по биографии, и по библиографии, и по контексту творчества, и по историческим обстоятельствам жизни, и по стилю писателя, и по ключевым болевым вопросам осмысления такого непростого пути России и русского человека, пути, проявляющего и бездны падения, и высоту, и красоту духа народа и отдельного Человека в народе.
Пройдет время, в осмысление уже изданного тома "включатся" не только авторы статей, но и специалисты множества областей, люди, дорожащие творчеством писателя и правдой о его жизни и трудах, будут открыты новые факты, проведены новые разыскания, — через годы энциклопедия, Бог даст, будет переиздана, дополнена, какие-то детали уточнены. Так и должно быть в науке и культуре, когда речь идет о живом деле. Мы стремимся к идеалу, истине, совершенству. Сегодня же, скажу без лукавства, которого возле Шолохова как явления русской и советской культуры бывало с избытком, "Шолоховская энциклопедия" обладает и научно-исследовательским потенциалом, дает новый импульс для людей любознательных, но в ней прочитываются черты монументальности, законченности и филигранности одновременно. И сквозь это и поверх этого сияет мысль о создателях этого тома, радостная мысль о том, что не перевелись в наше многотрудное время достойные люди, ученые, для которых научная истина превыше всего. В ней очевидна правда о нашей общей истории, о нашей литературе, о Шолохове, в жизни и творчестве которого все это запечатлено.
Вы можете удивиться тону этого отзыва, кажется, мало согласующегося с "весом тома", но я радуюсь от души тому, что у научной молодежи, у студентов, учителей и школьников есть книга, которая дает нам и возможность, и право прекратить повторять разного рода слухи и о советской эпохе, и о творчестве Михаила Александровича Шолохова, это издание накладывает на нас сегодня и ответственность за произносимое всуе.
Откройте том, перелистайте и возвращайтесь к нему вновь и вновь: он и многое расскажет, и о многом заставит размышлять. Поздравляю!
|