Иван Голубничий __ «НА КРЫЛАТОМ КОНЕ, ТИХОЙ ПЕСНЕЙ...»
Московский литератор
 № 14, июль, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Иван Голубничий
«НА КРЫЛАТОМ КОНЕ, ТИХОЙ ПЕСНЕЙ...»
Софья Хрусталёва. "Калейдоскоп пути". Поэтический сборник. — Рязань: "Литера М", 2013.

     Новая книга Софьи Хрусталёвой "Калейдоскоп пути" представляет очередной этап творческого развития поэта и в то же время являет собой одну из многочисленных ипостасей современного литературного процесса. Общеизвестно, что современная литература, и в первую очередь поэзия, сегодня развивается стихийно, не будучи скованной ни идеологическими, ни какими бы то ни было рамками. Каждый поэт сам определяет для себя духовные и эстетические приоритеты, сам делает выбор своего пути. В этом можно усмотреть как положительные, так и отрицательные стороны, разговор о которых должен быть отдельным, и он идёт постоянно — на страницах общественных изданий и в творческих кулуарах. Скажем только, что каждый пишущий человек в принципе может сегодня издать свой поэтический сборник, имеет шанс найти своего читателя и свой круг для творческого общения. Какова будет его дальнейшая творческая судьба — зависит от многих факторов, не последним из которых являются благоприятно сложившиеся обстоятельства. Но, если исходить из предположения, что мотивация любого поэта — выплеснуть в стихах переполняющее его поэтическое чувство, то можно порадоваться уже хотя бы за то, что любой поэт может опубликовать своё творчество и, таким образом, взять на себя ответственность за написанное. Эта ответственность предполагает определённую степень личностной зрелости и, не побоимся высоких слов, личного мужества. Русская поэзия богата достижениями, а современный читатель — читатель весьма квалифицированный. Издавая свои стихи, поэт неизбежно представляет себя на взыскательный суд не только профессиональной литературной критики, но и, собственно, того, для кого он творит — читателя, или, скажем шире — народа.
     Софья Хрусталёва пришла в литературу сравнительно недавно, но уже получила некоторую известность публикациями в периодической печати, в журналах и альманахах. Её предыдущая книга показала, что Софья Хрусталёва находится в постоянном поиске новых изобразительных средств, соответствующих, по её мнению, современному поэтическому мировидению. Путь этот требует определённой дерзновенности и одновременно большого поэтического чутья, поскольку актуальная парадигма общественного сознания зачастую идёт вразрез с традиционными для русского сознания эстетическими моделями. Сильной стороной её лирической героини является глубина чувства и принципиальная прямолинейность в выражении его: "Не Бог я, не пророк, не птица, / И не судья, и не царица, / Вязальщица от букв до слов — / И это — не мираж из снов…" ("Вязальщица"). Софья Хрусталёва стремится творить на стыке традиции и новаторства, и само по себе это стремление похвально, поскольку свидетельствует о тенденции к развитию. Вместе с тем, необходимо отметить, что стремление к актуализации поэтической речи за счёт обращения к лексическим моделям повседневного разговорного языка таит в себе опасность стилистических сбоев и неровностей. Впрочем, непосредственность выражения отчасти искупает эти перегибы, неизбежные в живом, пульсирующем потоке поэтического чувства…
     Важное качество лирической героини Софьи Хрусталёвой — её неравнодушие к действительности, её здоровое чувство жизни, её полноценность представлений о Добре и Зле. По этой причине даже стихи, обращённые к повседневности, не становятся чистой публицистикой, но продолжают оставаться по сути лирическим произведением, за которым стоит личность поэта: "…Не ходят поезда, ржавеют стыки… / Но рельсы в силе, целы… Хоть куда! / А сорную траву — сорви да выкинь! / Но… Есть ли за туманом города?" ("А есть ли города?"). Тематическое разнообразие сборника обеспечивает динамичность его восприятия читателем и является в известной степени обоснованием его названия — "Калейдоскоп жизни". Само понятие "калейдоскоп" несёт в себе скрытой позитивный посыл, возможно, оттого, что для многих оно неразрывно связано с весёлой детской игрушкой. Позитивный внутренний посыл — второе важное качество поэзии Софьи Хрусталёвой. Не будет преувеличением сказать, что этот посыл является одним из инстинктивных проявлений неизбежного преодоления декадентской унылости и постмодернистской дегуманизации, навязанных нашему литературному процессу извне в ходе духовных противостояний современности. Во что это выльется? Время покажет… "На крылатом коне, тихой песней / Мчусь по весям, лугам и лесам. / Беспредельно мне мир интересен!.. / Дух поэта рождается сам".
     Лирическая героиня Софьи Хрусталёвой — человек нравственно здоровый, любящий жизнь, человека и Отечество. В этом её достоинство, в этом её внутренняя правота. Поэту ещё предстоит долгий, полный преодолений и свершений, творческий путь. Не будем чрезмерно взыскательны по отношению к частностям, но постараемся услышать главное — искренний голос страдающего и сопереживающего сердца. И пожелаем Софье Хрусталёвой удачи в пути!