Евгений Бузни __ ДУБЛИКАТОМ БЕСЦЕННОГО ГРУЗА
Московский литератор
 № 15, июль, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Евгений Бузни

ДУБЛИКАТОМ БЕСЦЕННОГО ГРУЗА
Воспоминания о Владимире Маяковском


     Мне не доводилось встречаться с Владимиром Маяковским: он ушёл из жизни значительно раньше, чем я появился на свет. Но я пишу воспоминания, потому что уж очень давно ни с экранов телевидения, ни по радио, ни в какой-нибудь печати я не встречаю имени этого великого поэта, которого справедливо называли глашатаем революции. Однако это не значит, что его забыли. Просто время сейчас не его.
     Однажды Маяковскому кто-то сказал: "Вас забудут", а поэт пророчески ответил: "Зайдите через сто лет".
     Прошло сто двадцать лет со дня рождения. Поэта помнят. И он знал об этом, говоря в поэме "Во весь голос":
     
     Мой стих
                  трудом
                         громаду лет прорвёт
     и явится
                 весомо,
                        грубо,
                             зримо,
     как в наши дни
                          вошёл водопровод,
     сработанный
                          ещё рабами Рима.
     
     И можно ли забыть в России поэта, который любил её до глубины души, всей своей огромной силой поэтического слова? Это ведь он писал:
     
     Отечество славлю, которое есть,
     но трижды — которое будет.
     
     Это им, начиная очередную главу поэмы "Хорошо", восторженно писалось:
     
     Я
           земной шар
     чуть не весь
                         обошёл, —
     И жизнь
                   хороша,
      и жить —
                       хорошо.
     А в нашей буче,
                            боевой, кипучей,
     и того лучше.
     Вьётся
                улица-змея.
     Дома
               вдоль змеи.
     Улица —
                    моя.
     Дома —
                     мои.
     
     Кто сегодня может написать подобное о нашей жизни? Кто может назвать дома своими, когда любой дом могут продать и купить вместе с участком?
     А Маяковский мог, потому что действительно улицы и дома были общими, и каждый мог ощущать себя владельцем этих улиц и домов, как и всей страной — Республикой Советов.
     
     Грудью
                  у витринных
                                     книжных груд.
     Моя
             фамилия
                            в поэтической рубрике.
     Радуюсь я —
                            это мой труд
     Вливается
                  в труд
                         моей республики.

     Маяковский выражал чувства всего населения страны. И когда писал в той же поэме "Моя милиция меня бережёт", поэт не лукавил, а писал то, в чём был убеждён.
     Я не уверен в том, что о сегодняшней полиции можно написать что-то подобное.
     Любовь к Родине с большой буквы начиналась с большой буквы и у Маяковского.
     Он рождался вместе с новой страной, переживал её тяготы и лишения, сидел в царских тюрьмах, искал работу, голодал, а потому мог писать такие строки:
     
     Можно
                  забыть,
                           где и когда
     пузы растил
                          и зобы,
     но землю,
                     с которой
                                     вдвоем голодал, —
     нельзя
                 никогда
                              забыть!
     
     Он любил Россию фанатично, беззаветно.
     В то время это было характерно. Революционный порыв охватил миллионы людей. Надежда на светлое будущее для всего человечества, которое начиналось здесь — в России, заполонила сердца всех и каждого. И появлялись Павки Корчагины, Андреи Нагульновы, Тимуры и их команды.
     Другой великий русский поэт, певец российской природы Сергей Есенин искренне заявлял:
     
     Но и тогда,
     Когда во всей планете
     Пройдёт вражда племён,
     Исчезнет ложь и грусть, —
     Я буду воспевать
     Всем существом в поэте
     Шестую часть земли
     С названьем кратким "Русь".
     
     Да, Россию любили по-настоящему за всё новое, что в ней происходило.
     Это сегодня находятся писаки и политики, утверждающие, что в стране кучка большевиков захватила де власть в свои руки, а народ этого вовсе не хотел. Литература, отражающая жизнь во всём её многообразии, говорит об обратном.
     И я сегодня хотел бы остановиться на одном произведении Владимира Маяковского, в котором с наибольшей силой, ярко, зримо выражена гордость поэта за его принадлежность к великой стране России, обновлённой, устремлённой в будущее.
     Читатель, конечно, сразу догадался, что речь пойдёт о "Стихах о советском паспорте".
     Они написаны были Маяковским в 1929 году, всего через двенадцать лет после революции, когда ещё свежи в памяти ужасы гражданской войны, голода на Волге, нехватки хлеба, только что началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, когда страна находилась в плотном окружении враждебно настроенных капиталистических государств.
     Казалось бы, впору паниковать, ныть, плакаться, но не таков был Маяковский.
     С привычной для него грубоватостью он начинает стихи о главном документе каждого гражданина словами:
     
     Я волком бы
                         выгрыз
                                бюрократизм.
     К мандатам
                      почтения нету.
     К любым
                  чертям с матерями
                                              катись
     любая бумажка.
                               Но эту...
     
     После интригующего многоточия начинается рассказ о прохождении паспортного контроля.
     И мы замечаем, как грубоватое отношение к бюрократическим бумагам "К любым чертям с матерями катись" сменяется нежными словами о советском паспорте:
     
     Сдают паспорта,
                                  и я
                                      сдаю
     мою
                пурпурную книжицу.
     
     Затем Маяковский абсолютно точно передаёт международную обстановку того времени, взаимоотношения между государствами через отношения таможенных чиновников к их паспортам:
     
     К одним паспортам —
                                 улыбка у рта.
     К другим —
                          отношение плёвое.
     
     И как же контрастируют фразы о том, как с почтением берут паспорта англичан, как будто чаевые берут паспорта американца, "на польский — глядят, как в афишу коза", на прочие не проявляют никаких чувств.
     И только советский паспорт вызывает особое, отличное от всех остальных отношение:

     И вдруг
                  как будто
                              ожогом
                                          рот
     скривило
                     господину.
     Это
             господин чиновник
                                                берёт
     мою
            краснокожую паспортину.
     Берёт —
                   как бомбу,
                                    берёт —
                                              как ежа,
     как бритву
                     обоюдоострую,
     берёт,
               как гремучую
                                      в двадцать жал
     змею
              двухметроворостую.
     Моргнул
                   многозначаще
                                         глаз носильщика,
     хоть вещи
                     снесёт задаром вам.
     
     Теперь особо уважительно Маяковский называет свой паспорт "краснокожей паспортиной" и описывает красочно взрывной эффект, произведенный им на чиновника и на простого носильщика, который готов вещи Маяковского отнести "задаром" лишь потому, что у того в руках советский паспорт.
     Я сам бывал не раз за границей в советское время и замечал, что, чем беднее люди за рубежом, тем лучше они относились к советским людям. Так уж получалось, что доходила информация до простого народа, что Советский Союз желает всем народам счастливой жизни — и добивается этого. Потому они и смотрели на представителей советской власти с надеждой. Об этом в двух строчках сказал и Маяковский.
     Впрочем, об этом он говорил и в других своих произведениях. А здесь продолжил описание эффекта от советского паспорта:
     
     Жандарм
                     вопросительно
                                          смотрит на сыщика,
     сыщик
               на жандарма.
     С каким наслажденьем
                                   жандармской кастой
     я был бы
                   исхлёстан и распят
     за то,
             что в руках у меня
                                              молоткастый,
     серпастый
                       советский паспорт.
     
     После такого эмоционального описания отношения чиновников к советскому паспорту Маяковский прекрасно использует стилистическую фигуру анафору, повторяя начало стихов и давая за ним финальную часть — главное, ради чего писались стихи:
     
     Я волком бы
                        выгрыз
                                 бюрократизм.
     К мандатам
                        почтения нету.
     К любым
                    чертям с матерями
                                                  катись
     любая бумажка.
                             Но эту...
     Я
            достаю
                           из широких штанин
     дубликатом
                        бесценного груза.
     Читайте,
                     завидуйте,
                                    я —
                                       гражданин
     Советского Союза.
     
     Вспомним А.М. Горького: "Человек — это звучит гордо". Эти слова говорит Сатин в пьесе "На дне", написанной в 1902 году. У Маяковского гордо звучит "Советский человек".
     "Стихи о советском паспорте" были написаны спустя всего семь лет с образования СССР. Но уже тогда советский человек значил многое для всего мира. Этим гордились.
     Я иногда напоминаю об этом своим студентам, которые видят сегодня, как тысячи и тысячи наших соотечественников бегут из нашей страны в другие, кажущиеся тёплыми и благодатными края, меняя свой российский паспорт, к которому отношение теперь в лучшем случае без особых чувств, на зарубежный.
     Вот о чём мне бы хотелось с сожалением сказать, вспоминая Маяковского.
     У него паспорт был "дубликатом бесценного груза", который не мог быть заменен ни на что и ни при каких обстоятельствах, иметь который должно было быть предметом зависти для других людей.