Ирина Ушакова __ Остановка на «Родине»
Московский литератор
 № 18, сентябрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Ирина Ушакова
ОСТАНОВКА НА «РОДИНЕ»

Станислав Минаков. "У ограды Бела града" — Белгород: "Константа", 2013.

     В нынешнем году в белгородском издательстве "Константа" вышла книга поэта, публициста, переводчика Станислава Минакова "У ограды Бела града".
     Статьи, очерки, дневниковые записи, вошедшие в этот сборник, связующей нитью охватывают историю семьи писателя, историю его города, точнее, двух "его" городов — Белгорода и Харькова, захватывая тем самым и историю нашего Отечества.
     Предваряют книгу воспоминания Станислава Минакова о его отце, который во многом стал духовной опорой писателя. Александр Тихонович Минаков ослеп в 33 года в результате тяжелой работы в детские годы в оккупированном фашистами Харькове, а, в частности, сказался удар прикладом немецкого автомата по затылку мальчишке. История жизни родителей писателя С. Минакова — это пример любви и терпения, пример подвига, какой можно встретить лишь в житиях святых. "Я буду твоими глазами", — сказала мама ослепшему отцу. И она была ими 43 года. В течение этих лет Александр Тихонович выполнял всевозможную работу, какую только может выполнить слепой человек. Вокруг семьи Минаковых собралось множество друзей, которые находили для себя самих поддержку и утешение в этом, казалось бы, безутешном человеке. Соприкосновение с домашним миром истинной любви позволит будущему писателю глубоко понять слова митрополита Антония Сурожского из проповеди в Неделю о слепом, которые и процитированы в книге: "…многие люди могли бы начать прозревать, если, встречая нас, они встречали бы людей, в глазах которых, на лице которых они могли бы увидеть сияние подлинной, трезвой любви; такой любви, которая не сентиментальна, но зряча, любви, которая способна видеть и понять".
     В своих размышлениях автор книги подходит к убеждению, что эта болезнь близкого человека была дана "чтобы на нём явились дела Божии" (Ин. 9:3). Ибо сколько людей в наше время живут походя, в слепоте к миру и к ближним. И судьба Александра Минакова — это ли не пример того, как много может человек, открывший в себе источник жизни. "Аскетизм, физическая ущербность, призванность для окормления окружающих душ" — вот признаки, в силу которых записки об отце названы С. Минаковым "Счастливая жизнь мученика Александра".
     Наряду с воспоминаниями об отце автор улавливает музыку своего времени: чем жили его современники и соотечественники, как выстраивалась жизнь переживших военное горе семей советских людей, и как выправлялись они и вырастали в единую огромную Родину. Вспоминает автор свою "самую лучшую на свете школу", дворовых друзей, и даже кинотеатр "Родина" и фильмы, которые тоже сыграли немалую роль в воспитании нескольких поколений людей — думающими и ответственными за своё, а также наше будущее. "Кинотеатра больше нет, но белгородцы по-прежнему, едучи на маршрутках по главной магистрали города, просят водителей: "Остановите на "Родине"! Я тоже решил остановится "на Родине" и собрать эту книгу…", — доверительно обращается к нам писатель.
     Книга Минакова продолжает русскую классическую повесть, в полюбившихся нам традициях "Семейной хроники" Сергея Аксакова и "Жизни Арсеньева" Ивана Бунина.
     Неотъемлемым предметом авторских размышлений является история отечества — Отечества. К примеру: участие Белгородского полка в Полтавской баталии, философское осмысление танкового сражения под Прохоровкой в 1943 году, сложившееся в поэму-поминовение "Петров день", которая также вошла в эту книгу.
     Основой же писания, как и бытия, для Минакова является духовный стержень нашей жизни. А как иначе, если в двух шагах от перекрестка, где в Белгороде прошли детские годы писателя, под спудом советского времени располагалась "пещерка" святителя Иоасафа Белгородского, которому здесь на протяжении 156 лет, с 1755 по 1911 гг., поклонялись как простые крестьяне, так и российские монархи; если Богородица "Песчанская", покровительница Слобожанщины, то есть всей белгородско-харьковской земли, защитительница всей Руси от нападения иноверных, ведёт писателя в Крестном ходе от харьковского дома к белгородскому, и обратно, и в этом "хожении" он видит оберег для своей семьи, своей земли, всего Русского мiра? А слова Патриарха Кирилла, сказанные Его Святейшеством на Прохоровском поле в мае 2010 года, о том, что "только внутреннее духовное стояние, целостность человеческой природы являются панацеей от всех бед", Станислав Минаков ставит во главу угла не только своего творчества, но и как неотъемлемое условие возрождения русской жизни на земле отцов. И как не согласиться с автором книги в том, что истинным возрождением Белогорья (а город и окрестности, действительно, сегодня процветают, не в пример многим областям центральной России), стало обретение мощей двух светильников белгородской земли и всенародное почитание: святителя Иоасафа (Горленко) и священномученика Никодима (Кононова).
     Один из трех разделов книги С. Минакова рассказывает о творчестве заслуженного художника РСФСР, друга, земляка писателя Станислава Косенкова. "В "новом" искусстве, где сплошь и рядом множатся конъюнктура и заигрывание, поверхностность и фрагментарность, — косенковские определённость, основательность разительны", -утверждает Минаков. Книжная иллюстрация Косенкова — целая галерея образов к рассказу Евгения Носова "Красное вино победы", сборнику стихов Алексея Прасолова, да и к поэмам самого автора этой книги — это необъяснимые "внутренние" совпадения художника и писателя, "введение читателя в эмоционально-психологическую атмосферу книги, в эпоху", о которых и рассказывается в нескольких эссе и дневниках, написанных в течение четверти века и собранных в книге. Из-под пера Минакова выступает к читателю — моему современнику — не только график, но и философ, поэт, печальник земли русской Косенков. "Вообще мы с Косенковым частенько встречались глазами и как-то грелись от обоюдного тепла", — делится с читателем Минаков.
     Размышления С. Минакова над книгой "У ограды Бела града" нередко слагались в пути "Белгород-Харьков-Белгород". По этому же пути, ребёнком, в лютый мороз, шёл двенадцатилетний отец писателя зимой 1942-го из Харькова — за хлебцем к родным — в Белгород. Память о Великой Отечественной войне, а также негодование по поводу нынешней фашизации Украины — подсвечивает лирические строки автора.
     Книга очерков Станислава Минакова — пример поступательного движения к возрождению русской провинции (ибо "вначале было Слово"), пример собирания ценного материала об истории своей семьи, своего города-села. Иными словами, своей Родины, в облик которой нам всем уже пора всерьёз вглядеться.