Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 № 19, октябрь, 2013 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА


     Подошёл один из самых печальных российских юбилеев новейшего времени — двадцатая годовщина расстрела Дома Советов, при всех возможных оговорках — последнего оплота и символа Советской власти. Это событие, помимо своего прямого трагического смысла, имеет ещё множество подспудных смыслов и значений. Прежде всего, этот расстрел (среди бела дня, из танков, на глазах торжествующего деморализованного обывателя) подвёл окончательную черту под периодом народовластия, так или иначе, но действительно осуществлявшегося в Советском Союзе на протяжении всего советского периода. СССР был предательски уничтожен в августе 1991 года, но окончательное, ритуальное уничтожение Советской власти состоялось именно тогда, 3-4 октября 1993 года. Уместно сопоставить две этих даты и соответствующие им обстоятельства. В августе 1991 года так называемая "защита" "Белого Дома" (так по-лакейски переименовали "демократы" советский Верховный Совет) происходила на самом пике пресловутых "перемен", и некоторая часть романтически настроенных соотечественников совершенно искренне, в простоте душевной, поддержала антинародную авантюру. (Эта поддержка впоследствии дорого обошлась всему народу…). К осени 1993 года новый социальный строй уже сбросил маску "общечеловеческих ценностей" и показал свой звериный оскал. Верховный Совет — политически неоднородный, по своим действиям морально небезупречный, состоящий в значительной мере из тех, кто ещё недавно способствовал уничтожению СССР, но формально легитимный орган верховной власти — оставался последним препятствием на пути окончательной победы новых хозяев жизни. Всё сопутствовавшее октябрьскому расстрелу красноречиво продемонстрировало, что ситуация к тому моменту была "благоприятная". Народ был деморализован. Массированная антисоветская пропаганда на всех уровнях СМИ того времени, потоки лжи и клеветы в адрес главных деятелей патриотической оппозиции, системная дискредитация патриотизма как понятия и многое, многое другое привело к тому, что лишь относительно малая часть народа, сознательно или инстинктивно понимающая зловещую суть происходящего, пришла в те дни к Дому Советов, чтобы остановить произвол. Зловещая, хотя и подзабытая сегодня, роль в тех трагических событиях принадлежала так называемой "демократической интеллигенции". Заслуживает отдельного напоминания печально известное "Письмо интеллигенции к Ельцину" (в народе именуемое "Раздавить гадину!"), злобно, но стилистически выразительно и саморазоблачительно призывающее к расправе с защитниками советского народовластия. Этот текст по сей день доступен в Интернете и заслуживает того, чтобы освежить его в памяти…
     Октябрьские события 1993 года окончательно подвели черту под советским периодом истории России. С тех пор наша страна прошла большой, сложный и неоднозначный путь. Осознание того, что мы потеряли в результате отказа от завоеваний социализма, происходит в народе хотя и медленно, но необратимо. Увы, столь же необратимы и последствия произошедшего. Вместо всеобщего процветания на ниве "свободного рынка" мы стоим перед перспективой грядущих экономических потрясений. Технологический и гуманитарный ресурс, доставшийся России в наследство от советского прошлого, уже давно на исходе. Советское материальное наследие разрушается, выработав по два-три срока годности. Люди (и богатые, и бедные) в массе злы и агрессивны, хотя и научились прятать своё душевное состояние под застывшей "американской" улыбкой-гримасой. Государственная идеология, о необходимости которой много говорилось все эти годы, по-прежнему сводится к казённым штампам, которые, на фоне непрекращающихся коррупционных скандалов и технологических катастроф, вызывают у людей только чувство досады и отторжения…
     Одной из самых актуальных проблем сегодня является проблема единства народа России, и она не ограничивается национальным и религиозным аспектами. Официальная оценка событий октября 1993 года, внятная и согласная с интересами государства и народа, могла бы стать значительным фактором укрепления этого единства.